На парламентских выборах в Швеции побеждает оппозиция. Премьер-министр страны Фредрик Рейнфельдт уже признал поражение своей Умеренной коалиционной партии. И хотя окончательные итоги голосования станут известны только в среду, Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ), Левая партия — бывшие коммунисты — и Партия охраны окружающей среды уже празднуют победу.
«Народ Швеции требует перемен», — заявил сразу после закрытия избирательных участков лидер СДРПШ Стефан Левн — очевидно, новый шведский премьер.
Сегодня расклад сил выглядит примерно так: СДРПШ — 31,3% голосов, Партия охраны окружающей среды — 6,8%, Левая партия — 5,7%, «Феминистская инициатива» — 3,1%. Умеренная коалиционная партия (УКП) получила 23,2% голосов избирателей, Народная партия — либералы — 5,4%, Христианско-демократическая партия — 4,6%, Партия центра — 6,1% и, наконец, «Шведские демократы» — 12,9%.
Таким образом, социал-демократы возвращаются к власти практически после восьмилетнего перерыва. Это самый большой срок, на который прерывалось их правление в Швеции с 1936 года.
Именно они построили знаменитый «шведский социализм», который десятилетиями рассматривался многими на Западе, а в годы перестройки и в СССР как лучший «третий путь» между советским строем и евроатлантическим глобальным капитализмом.
Решающим импульсом для успеха этой модели стал нейтралитет, занятый Швецией в годы Второй мировой войны, в ходе которой экономика и инфраструктура страны практически не пострадали.
Формулой успеха стали высокие налоги и контроль государства над образованием и здравоохранением при сохранении большей части производства в частных руках. При этом главной заботой государства стало обеспечение социальной защиты наемных работников. Все это оказалось возможным не в последнюю очередь благодаря традиционно высокому уровню взаимного доверия в обществе.
Оборотной стороной стала запредельная налоговая нагрузка, которая иногда формально превышала 100% доходов, о чем писала даже Астрид Линдгрен, а также отсутствие права выбора, где и как учиться и лечиться, резкое снижение доходов из-за высокого налогового бремени и бизнес, скованный со всех сторон.
Реформы начались уже на исходе 70-х, на несколько избирательных циклов к власти приходили правые, но им удавалось удерживаться у власти не больше пары-тройки лет. И вот в 2006 году Умеренная коалиционная партия во главе с Фредриком Рейнфельдтом закрепилась у власти всерьез и надолго.
«Модератерна», как партия именуется по-шведски, провела целый ряд реформ, призванных освободить общество от давления социал-демократической социальной инженерии, и даже весьма успешно провела страну через мировой финансовый кризис.
«Курс нынешнего премьер-министра Рейнфельдта мог бы привести к достижению Швецией лучших макроэкономических показателей с начала финансового кризиса,
— признает даже популярная левая ежедневка Aftonbladet. — Но у избирателей появились сомнения насчет восьмилетнего правления правоцентристов, которое привело к введению многочисленных акцизов и падению благосостояния». Кроме того, в последние годы увеличилась безработица, которая превысила 7%.
Но в значительной степени нынешним поражением правые обязаны внутренними скандалами. Речь, в частности, о переводе на рыночные рельсы сфер образования, ухода за престарелыми, устройства беженцев. Деятельность многих частных компаний в этих областях обернулась громкими скандалами. А недавно шведская пресса опубликовала статью с обвинениями в адрес того же министра иностранных дел Карла Бильдта, компания которого оказывала пиар-поддержку президенту Грузии Михаилу Саакашвили. По сведениям Aftonbladet, компания, основанная Бильдом, оказывала услуги Саакашвили в то время, когда ее хозяин уже работал в правительстве.
«Эти скандалы подкосили веру избирателей, люди перестали ощущать, что широкий спектр социальных проблем в надежных руках. Это и сыграло на руку социал-демократам, которые в свое время кирпич за кирпичиком выстроили систему соцзащиты, — отмечают местные издания. —
Социал-демократы планируют потратить около 40 млрд крон ($5,6 млрд) на развитие образования, создание рабочих мест и укрепление экономики посредством повышения налогов на деятельность ресторанов, банков и на роскошь».
У будущего премьера Стефана Левна, что называется, правильная трудовая биография: в молодости работал сварщиком, а затем многие годы был лидером профсоюзов металлистов и с начала 2000-х годов активно участвует в политике.
Левн исключил при формировании правительства любую возможность сотрудничества с предшественниками. При этом ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, специалист по Швеции Константин Воронов скептически оценивает будущее правительство и самого Левна как премьера: «Это будет слабое правительство, харизматических лидеров в нем не будет», — считает Воронов, полагающий, что профсоюзный бэкграунд Левна вряд ли даст ему возможность проявить себя во внешней политике и, скорее, он сосредоточится на социальных проблемах.
По его словам, благом для России будет уход со своего поста главы МИДа Карла Бильдта, известного своей жесткой и часто персональной критикой России и ее лидеров.
В странах ЕС союзники вряд ли будут обрадованы приходу левых. Как утверждает The Wall Street Journal, поражение Рейнфельдта станет ударом для премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и канцлера Германии Ангелы Меркель, «с которыми он нашел общий язык по международным вопросам».
«Министр финансов Швеции Андерс Борг и министр иностранных дел Карл Бильдт также, очевидно, покинут правительство, — продолжает издание. — Господин Борг был активным сторонником экономического курса нынешнего премьера, а господин Бильдт был в авангарде критики Европейского союза в адрес России в связи с украинским кризисом».
При этом курс Швеции на сближение с НАТО продолжится и при новом правительстве:
«Шведы на протяжении всего постбиполярного периода укрепляли связи с НАТО. А в условиях обостренной ситуации надо реагировать на вызовы», — говорит эксперт.
Между тем самого большого роста добилась партия «Шведские демократы». На этих выборах голоса им отдали почти 13% граждан страны, это вдвое больше, чем четыре года назад.
Вопреки миролюбивому названию, это жесткие противники нелегальной иммиграции, требующие пересмотра статуса страны в Евросоюзе.
По данным местных СМИ, только за этот год к властям Швеции с просьбой о политическом убежище обратилось около 80 тыс. человек – жителей Сирии, Эритреи, Сомали, Афганистана, Ирака и других стран. Это самый высокий показатель с 1992 года.
«Шведские демократы» выступают за ужесточение миграционного режима, социал-демократы традиционно предлагают интеграцию в общество. С учетом роста антииммигрантских настроений это может стать для нынешних победителей еще одним фактором, который воспрепятствует успеху через четыре года.