В интервью Первому каналу Владимир Путин заявил о необходимости скорейших переговоров между центральными украинскими властями и самопровозглашенными республиками юго-востока страны об их политическом устройстве.
«Нужно немедленно приступить к субстантивным, содержательным переговорам и не по техническим вопросам, а по вопросам политической организации общества и государственности на юго-востоке Украины», — сказал Путин.
Он добавил, что ополченцы не будут «сидеть в ожидании обещанных переговоров, когда на их глазах прямой наводкой будут расстреливать города и поселки». Замечание президента России о «государственности» украинского юго-востока вызвали в СМИ вполне понятное возбуждение, вплоть до того, что украинские заговорили о том, что Москва будет настаивать на независимости самопровозглашенных республик.
В результате пресс-секретарь Дмитрий Песков был вынужден пояснить слова своего шефа. По его словам, речь шла лишь о признании Новороссии одной из сторон конфликта.
«Появились трактовки, что, дескать, президент говорил о том, что это переговоры о государственности востока Украины. Если просто почитать его заявление, то понятно, что это не так. Президент говорил о тех самых инклюзивных переговорах, необходимость которых была акцентирована достаточно давно еще в документах, которые подавались в самых разных форматах».
Ни о каком государственном статусе регионов юго-востока Украины речи нет, подчеркнул пресс-секретарь российского президента.
«Это не конфликт между Россией и Украиной, это внутриукраинский конфликт. И только Украина может договориться с Новороссией, принять во внимание интересы Новороссии, и только таким образом может быть достигнуто политическое урегулирование.
Между тем несколько дней назад Путин положил начало политической легализации термина «Новороссия»: обращение, в котором президент призвал открыть гуманитарный коридор для окруженных под Иловайском подразделений украинской армии и добровольческих формирований, было размещено на официальном сайте Кремля и называлось «к ополчению Новороссии».
До этого о Новороссии Путин говорил исключительно как об историческом регионе, который, по его словам, был искусственно присоединен большевиками к Украине.
Не исключено, что в будущей Украине Москва видит Новороссию уже не в качестве Луганской и Донецкой областей, а в качестве отдельного региона с особым административным статусом.
Впрочем, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер не видит политической подоплеки в том, что российское руководство все чаще употребляет в своих заявлениях термин «Новороссия».
«Новороссия – это просто самоназвание этих республик. Есть «парламент Новороссии». Вкладывается ли в это понятие политический смысл, я говорить не могу. В любом случае, нынешний политический истеблишмент Украины это понятие в качестве некого политического субъекта никогда не воспримет».
С ним согласен ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН историк-славист Алексей Миллер:
«Киев Новороссию как некую политическую данность не примет. Ни в каком виде».
Интересно и то, что речь в последних заявлениях Путина идет именно о Новороссии, а не о самопровозглашенных народных республиках. Известно, что активисты последних, стоявшие у истоков так называемой «русской весны», со скепсисом относятся к проекту Новороссии во главе с бывшим депутатом украинской Рады Олегом Царевым.
По мнению Брутера, своим заявлением президент России фактически принуждает Киев к скорейшим переговорам с сепаратистами.
«Он делает Порошенко предложение, от которого нельзя отказаться. Если переговоры между Киевом и юго-востоком не начнутся, то ополченцы сидеть сложа руки не будут. Путин предлагает Порошенко взять на себя ответственность и закончить войсковую операцию.
В противном случае вся ответственность за продолжение боевых действий, за продолжающиеся убийства людей ложится на украинского лидера».
И в этом смысле «государственность» — это скорее дополнительный стимул для украинской власти, ведь никто не знает, что именно имеет в виду российский президент и чем все это может закончиться.
«Мы не знаем, что означает «государственность» в его понимании. Это может быть и двусоставная политическая организация страны, и федеративная, и просто разделение ее на две части. Поэтому Киеву нужно как можно скорее начинать переговоры с юго-востоком, чтобы его статус определялся исключительно двусторонними соглашениями», — считает эксперт.