«Я принял решение отменить рабочий визит в Турецкую Республику в связи с резким обострением ситуации в Донецкой области, в частности в Амвросиевке и Старобешево, поскольку фактически произошло введение российских войск в Украину», — заявил днем в четверг Петр Порошенко. Ответа от российских властей пришлось дожидаться долго.
Лишь под вечер Минобороны РФ «обратило внимание на вброс этой информационной «утки» и заявило, что «информация не имеет никакого отношения к реальности». И только поздно ночью на сайте Кремля появилось обращение президента России.
В нем Владимир Путин заявил, что ополчение «достигло серьезных успехов» в пресечении силовой операции Киева, и призвал «открыть гуманитарный коридор для украинских военнослужащих, оказавшихся в окружении, для того чтобы избежать бессмысленных жертв, предоставить им возможность беспрепятственно выйти из района боевых действий, воссоединиться со своими семьями, вернуть их матерям, женам и детям, срочно оказать медицинскую помощь раненым в результате военной операции».
Заявление российского лидера стало первым за долгое время обращением непосредственно к лидерам ополченцев.
Путин обратился и к Киеву: «Я вновь призываю власти Украины немедленно прекратить боевые действия, остановить огонь, сесть за стол переговоров с представителями Донбасса, решать все накопившиеся проблемы исключительно мирным путем».
«Российская сторона, в свою очередь, готова и будет оказывать гуманитарную помощь населению Донбасса, страдающему от гуманитарной катастрофы», — говорится в тексте. Обращение, по-видимому, должно зафиксировать: Россия не изменит переговорной позиции в отношении самопровозглашенных республик. Даже наоборот: теперь ополченцы фигурируют в роли более сильной стороны - то есть ситуация изменилась или в скором времени изменится, и это не повстанцам теперь нужны гуманитарные коридоры, а военнослужащим украинской армии.
Незадолго до обращения Путина агентство РИА «Новости» распространило характерное заявление премьера самопровозглашенной ДНР Александра Захарченко, который также рассказал о последних военных успехах ополченцев.
«Все эти месяцы, недели и дни киевская хунта применяет по Донецкой и Луганской областям тактику «выжженной земли»: бьют по густонаселенным районам, выводят из строя прежде всего объекты водо-, электро- и газоснабжения, социальной инфраструктуры, стремятся посеять страх и панику. Им это не удастся. Мы долго собирались с силами. Мы держались и готовили ответный удар. Мы его нанесли и будем продолжать активные боевые действия по освобождению от оккупантов Донецкой и Луганской областей», — заявил Захарченко.
Кроме того, Захарченко ввел в оборот новый, довольно парадоксальный термин, назвав наступление ополченцев «не просто боевыми действиями», а «гуманитарно-боевой операцией».
Из слов Захарченко вроде как следует, что недавний прорыв и наступление в сторону Азовского моря — попытка «отодвинуть, убрать противника подальше от крупных городов», чтобы спасти мирное население.
Непосредственно же на обвинения Порошенко, если не считать ответа Минобороны, российская сторона не отреагировала. По мнению экспертов, российские власти исходят из следующей логики: никаких реальных доказательств Киевом представлено не было, поэтому и отвечать не на что.
«Заявление Порошенко, к сожалению или к счастью, не имеет особого значения, — говорит политолог Глеб Павловский. — Такого рода заявления он делал много раз, называя число российских танков, численность солдат и так далее. Поэтому сейчас он похож на мальчика, который кричит «Волки, волки!» и не выглядит очень убедительным. При этом нет сомнений в присутствии российских военнослужащих на востоке Украины. Захарченко (премьер-министр ДНР) публично говорит о 3–4 тыс. российских граждан, участвующих в боевых действиях... Думаю, военнослужащие составляют из них значительную часть».
По мнению экспертов, эскалация конфликта началась после встречи Петра Порошенко и Путина в Минске. По ее итогам было понятно, что стороны ни о чем не договорились и начали подбирать новые аргументы.
«У нас часто принято разделять переговоры и силовое давление, — говорит политолог Алексей Макаркин. — На самом деле они вполне совместимы. Для того чтобы добиться успехов в переговорах, часто прибегают к силовому давлению».
Переговоры и давление
Одна из главных задач Порошенко, особенно после переговоров в Минске, — мобилизовать мир, сплотить вокруг себя страны Запада, чтобы убедить их еще сильнее надавить на Россию, считают эксперты. Кроме того, заявление о вводе российских войск было сделано в первый день избирательной кампании в Раду, и украинскому президенту «нужна была военная тревога, которая задает нужный тон и концепцию», говорит Павловский.
Хотя Порошенко уверяет, что Киев держит ситуацию под контролем, положение на фронте для украинской армии критическое.
После прорыва южного фронта повстанцы вышли на оперативный простор приазовских степей, без труда взяв оставленный войсками Новоазовск и открыв дорогу на Мариуполь. Армия ДНР рапортует о входе в предместья Мариуполя и подготовке к штурму.
Возможно, город вскоре будет взят в кольцо. А резервы из Днепропетровска и Харькова становятся все более малочисленными. Еще перед широкомасштабным наступлением ополченцев комбат «Донбасса» Семен Семенченко призвал всех вступать в партизанские отряды, что воспринималось как отчаянная попытка сдержать контратаку и закипающие «котлы».
Киев пока не может спасти свои части из «котлов», а позиционные бои у Донецка и Луганска ни к чему не привели. Если внезапно активизировавшиеся силы ополчения проведут контратаку в этих местах, то можно будет ждать и дальнейшего прорыва фронта в сторону Харькова, Херсона или Запорожья: в таком случае у ополченцев будет шанс добиться важного для Москвы доступа к Крыму через Перекоп.
Успешные контратаки грозят киевским властям сепаратистскими всплесками в других городах восточных областей, и все это в преддверии тяжелой зимы и ухудшающегося экономического положения. Именно в таких условиях Путин обращается к повстанцам, призывая организовать гуманитарный коридор, демонстрируя миру стремление «вернуть» украинских военных «их матерям, женам и детям».
Все это, как и сегодняшнее заявление Захарченко, можно рассматривать как дальнейшее давление Москвы на «несговорчивого» собеседника с целью добиться наиболее выгодной диспозиции перед окончательным торгом.
Собеседники «Газеты.Ru», близкие к Кремлю, заявляют, что российское руководство по-прежнему считает, что Киев должен согласиться на «федерализацию» (де-факто — конфедерализацию с марионеточными российскими властями). Москва не раз заявляла: военного решения для Киева не будет — и намекала, что при таком сценарии ничего хорошего ждать не стоит.
Наступление повстанцев — «это как раз демонстрация того, что будет, если Украина не пойдет на уступки, - считает Макаркин. - Если Россия не получит каких-то уступок, ее риторика будет более резкой. Если не договорятся, не удастся прийти к какому-то компромиссу, будет дальнейшая эскалация. Россия будет поддерживать республики всемерно, а Украина будет апеллировать к Западу».
Россия и Запад
Вечером в четверг прошло экстренное заседание Совбеза ООН, посвященное ситуации на Украине. Реакция Запада оказалась предсказуемой.
Самыми жесткими на заседании были заявления представителей Украины, США и Великобритании, которые обвинили Россию в развязывании агрессии в отношении Украины.
Представитель Украины призвал защитить мир от российской агрессии: «Мы обращаемся к международному сообществу с просьбой остановить агрессию против члена организации», — заявил он, добавив, что его стране «бросает вызов ядерная держава».
Представитель США в Совбезе ООН Саманта Пауэр заявила, что Россия обстреливает территорию Украины из установок «Град» со своей территории, а также отправляет воевать в Донбасс своих солдат. По ее словам, хотя в заявлении повстанцев и говорится, что российские военные, которые сражаются в их рядах, находятся в отпуске, их все равно надо рассматривать как часть армии РФ: «Российский солдат даже во время отпуска остается российским солдатом, а БТР, которым он управляет, не его личный автомобиль», — сказала представитель США.
По мнению Пауэр, главным вопросом является не то, что «надо сказать России, а что сделать, чтобы Россия прислушалась».
Ранее в четверг премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон заявил, что Россия «столкнется с последствиями» пребывания своих войск на Украине, а канцлер Германии Ангела Меркель потребовала от Владимира Путина объяснить присутствие российских войск на территории Украины. В свою очередь, генсек НАТО Андерс Фон Рассмусен заявил, что альянс предпримет меры для защиты своих союзников: подразумевается, что в странах Восточной Европы могут появиться силы быстрого реагирования.
В европейских столицах серьезно озабочены действиями России, и, по мнению доктора политических наук Игоря Зевелева, реакция может быть очень жесткой: «События развиваются по плохому сценарию», — говорит эксперт.
В пятницу в Брюсселе должна состоятся экстренная встреча послов стран — членов НАТО, где будет обсуждаться ситуация с военным присутствием России на Украине.
Украина уже обратилась к США с просьбой предоставить ей статус союзника НАТО вне структуры альянса. Она хоть и связана с НАТО партнерскими отношениями, членом альянса не является и статья 5 его устава, в которой говорится, что нападение на одну страну равносильно нападению на весь альянс, на нее не распространяется.
Однако западные страны могут прибегнуть к другим рычагам воздействия на Россию — ужесточить санкции или начать поставлять Киеву оружие.
По мнению ведущего эксперта Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Джеффри Манькоффа, западная реакция на действия России, скорее всего, не будет озвучена до саммита НАТО в Великобритании, который начнется в начале сентября. Однако, по словам эксперта, она будет связана как с усилением санкций, так и с попытками поиска дипломатического решения конфликта.