Олег Царев прошел долгий путь от локального бизнесмена и политика до лидера пророссийских сепаратистов и создателя самопровозглашенного государства Новороссия. Уроженец Днепропетровска, выпускник Московского инженерно-физического института успел поработать инженером, директором нескольких фирм и предприятий. Впервые он избрался в Раду в 2002 году. В Партии регионов Царев возглавлял днепропетровское областное отделение, кроме того, он работал советником премьера Николая Азарова при Викторе Януковиче и председательствовал в Антифашистском форуме Украины.
Еще во время правления Януковича он активно поддерживал интеграцию Украины с Россией и Таможенным союзом. А сторонников «евромайдана» называл «террористами, бандитами и экстремистами», от которых надо «зачищать улицы». Все это депутату, который не покинул Партию регионов и не признал новую власть, припомнили после последней революции. Царев выдвинул свою кандидатуру на пост президента, и во время встреч с избирателями сторонники единой Украины неоднократно обливали его зеленкой и закидывали яйцами, а также избивали.
Царев регулярно ездил в Москву на эфиры государственных и прокремлевских СМИ, которые отзывались о нем исключительно положительно и фактически вели пиар-кампанию кандидата.
Однако 29 апреля он снял свою кандидатуру с выборов президента Украины из-за войны на востоке страны и призвал конкурентов последовать примеру.
С очередным громким заявлением Царев выступил вчера. На этот раз вместе с луганскими депутатами он объявил, что 11 мая состоится референдум о создании Новороссии.
Сегодня же Царев уточнил, что самопровозглашенное государство появится на основе Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской, Донецкой, Луганской, Харьковской и Днепропетровской областей.
Такими заявлениями лидер общественного движения «Юго-Восток» по сути полностью отрезал себе все пути возвращения в большую украинскую политику. После скандальных заявлений прокуратура открыла против него уголовное дело за призывы к сепаратизму, а Рада запустила процедуру снятия депутатской неприкосновенности. По мнению украинского политолога Вадима Карасева, хотя у Царева есть амбиции, превратить их в полноценные претензии на власть он не может.
«Для Кремля он недостаточно респектабелен, для сепаратистов — слишком респектабелен», — говорит Карасев.
У юго-востока сегодня проблема с лидерами, в свою очередь подтверждает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Однако, по его мнению, у Царева есть шансы стать такой фигурой.
«Он прагматичный, компромиссный пытается найти общую позицию», - поясняет он . В то же время на Цареве «лежит тень предателей», которые покинули Партию регионов, и в связи с этим «до стопроцентного доверия он не доходит», отмечает эксперт.
На президентские выборы, назначенные 25 мая, помимо Царева баллотировались еще два аффилированных с Партией регионов кандидата — Михаил Добкин и Сергей Тигипко. Если первый выступает с умеренной пророссийской риторикой (за целостность Украины, но присоединение к Таможенному союзу), то второй — тоже с умеренной, но проукраинской. В итоге партия выдвинула Добкина как самого слабого, низкорейтингового и удобного для новых властей Украины технического кандидата. По мнению политологов, его выдвижение сделано с одной целью — повысить явку избирателей на юго-востоке для легитимизации выборов.
Впрочем, Вадим Карасев полагает, что электорат обоих начнет играть политическую роль, только когда «уйдет военная волна кризиса и начнутся переговоры». Возможно, это произойдет после президентских выборов 25 мая, предполагает Карасев. Сейчас же ситуацию на востоке Украины в большей степени определяют полевые командиры, для которых главным становится лозунг Мао: «Винтовка рождает власть». Другим центром власти на востоке Украины является олигарх Коломойский, который, по словам Карасева, на попытки федерализации отвечает «феодализацией» Украины.
Востоку Украины, где, по выражению Жарихина, «не от хорошей жизни бегают дядечки c автоматами», нужен лидер, который смог бы представить регион на будущих переговорах с Западом и США о статусе Украины. По крайней мере, на этом настаивает Москва, по словам главы МИДа Сергея Лаврова.
В то же время в беседе с «Газетой.Ru» сам Царев был настроен довольно жестко и сказал, что после гибели людей в Одессе «все переговоры с нынешней властью исчерпаны». На вопрос, перестал ли он чувствовать себя гражданином единой Украины, Царев ответил, что страна может стать «единой», если она будет полностью «освобождена от фашистов».
Пока же восток Украины вместе с Москвой, вероятнее всего, намерен ждать итогов референдума 11 мая, чтобы использовать их для политического торга с Киевом. А референдум этот, пусть исключительно формально, с поправками на законы военного времени и поддержку сепаратистов, скорее всего состоится. Ведь украинские силовики до сих пор не смогли выбить пророссийских ополченцев из Донбасса из-за слабости и нескоординированности собственной армии.
«После референдума первое требование со стороны повстанцев будет — признайте нашу госсамостоятельность, а то говорить с вами не будем» — такой сценарий рисует один из российских экспертов, который пожелал высказать свою позицию анонимно, так как его институт связан с властными структурами.