Свежий состав Общественной палаты был сформирован в начале июня. Спустя месяц президент принял общественников в Кремле.
Председатель палаты Александр Бречалов в числе прочего говорил об украинских беженцах на территории РФ. «Мы должны приложить максимум усилий, чтобы транслировать правду о происходящем. Настоящую правду», — твердо произнес он. Чтобы выполнить эту задачу, общественники пригласили ознакомиться с лагерями беженцев представителей международных организаций. Каких именно, Бречалов не уточнил.
«Те преступления, которые происходят на Украине, это геноцид и зачистка мирного населения, и все преступления должны быть расследованы. Мы будем добиваться этого на различных международных площадках», — закончив, председатель ОП с чувством выполненного долга откинулся на спинку стула.
Следующий спикер — общественница Лидия Михеева вкратце обозначила задачи палаты, оказавшиеся на редкость амбициозными. В первую очередь они касались участия в рассмотрении законодательных инициатив. В настоящее время, напомнила Михеева, ОП представляет Госдуме свое заключение относительно тех или иных законопроектов на стадии их внесения в парламент: «Но очень часто после прохождения второго и третьего чтения закон изменяется до неузнаваемости. Мы будем требовать, настойчиво требовать, чтобы нам и версию второго чтения также направляли на заключение».
А поскольку, как следовало из дальнейших слов выступающей, Дума не особенно-то к рекомендациям палаты прислушивается, общественники намерены «эту негативную тенденцию переломить». Кроме того, члены палаты собираются давать экспертные заключения на решения, принимаемые правительством.
«Мы, Владимир Владимирович, не оставим в покое ни парламент, ни правительство», — предупредила Лидия Михеева.
Путин на эти угрозы поначалу не отреагировал. Никто ведь, в конце концов, не сказал, что «не оставит в покое» его самого. Зато обратил внимание на еще одну инициативу выступающей: чтобы министерства при формировании общественных советов оставляли последнее слово за ОП.
«Честно говоря, не помню, как у нас регламентируется создание общественных советов», — признался президент.
«Есть постановление правительства», — рассказала ему Михеева.
«Это не закон, а подзаконный акт. То есть все остается на усмотрение министерства: хотим создаем, хотим — нет. В общем, надо подумать. Что-то в этом есть», — сказал глава государства и вот тут уже вспомнил об обещании общественницы «не оставлять в покое ни парламент, ни правительство» путем экспертизы принимаемых и там, и там решений. По словам Путина, ответственность за окончательное принятие решения все-таки несут либо законодатели, либо кабмин.
«Но в чем смысл Общественной палаты, если ее мнение не поддерживается?» — эта реплика президента прозвучала как нельзя кстати, поскольку вопрос о смысле Общественной палаты уже давно стоит на повестке дня. А смысл, рассудил глава государства, вот в чем: «Люди либо в одной, либо в другой инстанции должны будут сказать: «Да, Общественная палата считает вот так, но мы делаем по-другому, и у нас такие-то аргументы». Если мы так развернем этот институт, тогда он будет очень востребован».
Член ОП и знаменитый ведущий передачи «В мире животных» Николай Дроздов сначала поблагодарил Путина за его деятельность на посту президента: «С таким подходом мы движемся к созданию сильного, экономически развитого государства Россия». Затем поблагодарил за трепетное отношение к редким видам диких животных: «Никогда я такой опеки не видел. Теперь белуха, белый медведь, уссурийский тигр все больше и больше становятся достоянием нашей планеты».
А после этого перешел к долгому и подробному обоснованию необходимости сохранения Арктики, после чего обратился к вопросу очистки от мусора планеты Земля. Мысль телеведущего текла плавно и неторопливо, голос звучал вкрадчиво и негромко, и примерно на пятнадцатой минуте выступления это дало свой эффект: у членов Общественной палаты начали слипаться глаза.
В пресс-центре, где журналисты смотрели трансляцию встречи, кто-то включил знаменитую музыку из заставки к передаче «В мире животных», а на экране в это время появилось лицо президента Путина, ведшего отчаянную борьбу со сном. Взгляд главы государства был подернут той характерной поволокой, которая появляется у человека, когда его вот-вот сморит сон. Потом под звуки музыки картинка на экране сменилась, и можно было увидеть женщину, по расслабленной позе которой было видно: она свою борьбу проиграла. Через пару минут картинка сменилась вновь, и на экране возник еще один общественник, закрывший глаза. Впрочем, через секунду выяснилось, что у него еще не иссякли силы: в какой-то момент, сильно вздрогнув, мужчина открыл глаза.
Неизвестно, чем бы закончилось выступление Николая Дроздова лично для Владимира Путина, если бы оратор в конце концов не разбудил главу государства сам. Взгляд президента обрел ясность в тот момент, когда телеведущий, все еще рассказывавший об очистке планеты от мусора, громко процитировал Маяковского: «Я ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный». Я хочу быть таким водовозом», — на этом Дроздов завершил свою речь.
Бодрствующие члены ОП разразились бурными аплодисментами, разбудив менее стойких коллег.
Глава государства на это сказал, что ему тоже хочется процитировать Маяковского. И в этом удовольствии себе не отказал. Правда, обошелся с творчеством поэта более вольно. «А ты ноктюрн сыграй попробуй на флейте водосточных труб», — несколько неточно продекламировал Путин стихи и похвалил Николая Дроздова за его рекомендации по уборке мусора.
Под занавес встречи президента поблагодарил еще один член ОП — на этот раз за то, что «не дает Западу разрушить память о войне». «Хочу поклониться вам, — признался оратор, но не поклонился. — В свете событий на Украине это очень важно».
Глава государства в ответ произнес неожиданно мягкие слова в адрес западных государств: «Вы говорите, что наши партнеры на Западе не хотят сильной России. Но Запад неоднороден. И второе. Так было всегда: сильных конкурентов не хочет никто».
Путин уверил собравшихся, что «Россия не желает изоляционизма»:
«Мы всегда будем частью мирового сообщества и должны правильно определять свои национальные интересы. Будем это делать настойчиво, но корректно», — пообещал президент.
Украинский мячик, второй раз за встречу брошенный членом палаты, Путин, таким образом, не отбил, предпочтя воздержаться от комментариев по этой самой острой на сегодня проблеме. И этим умолчанием встреча была, пожалуй, наиболее примечательна. Тема отошла не то что на третий, а на десятый план. И это вряд ли случайность. Судя по всему, в Кремле решили, что обороты надо потихоньку сбавлять.