Московское отделение «Единой России» (ЕР) на конференции выдвинуло кандидатов в 32 избирательных округах из 45. Еще в 11 партия намерена поддержать самовыдвиженцев. Московские единороссы пренебрежительно отнеслись к результатам праймериз «Моя Москва», хотя именно в их пользу отказались от проведения собственных. В «Единой России» решили, что нет смысла дважды проводить предварительный отбор кандидатов — внутри партии и на общегородских праймериз, при том что обязательные внутрипартийные праймериз прописаны в партийном уставе.
В итоге не всем представителям партии, победившим на праймериз, нашлось место в ее предвыборном списке. В том числе не попали в него и некоторые действующие депутаты фракции «Единой России» в Мосгордуме (МГД).
Один из лучших результатов на праймериз показала Ирина Великанова, член фракции ЕР в нынешнем составе МГД и зампредседателя сразу двух комиссий – по образованию и соцполитике. За нее в 26-м округе (Братеево и Зябликово) проголосовали более 5 тыс. из 9 тыс. горожан, пришедших к избирательным урнам 8 июня. Тем не менее в новом составе думы ее не будет. Ее место в избирательном списке занял Кирилл Щитов, также победивший в предварительном голосовании, но совсем в другом округе – 45-м (районы Сокольники, Басманный и Красносельский). Он в свою очередь уступил место самовыдвиженцу Ярославу Кузьминову, ректору Высшей школы экономики, кандидатуру которого поддержала конференция столичной «Единой России».
«Сговор «Единой России» с Кузьминовым — это история давняя, сам Щитов о ней узнал одним из последних. Она готовилась давно, а Щитова просто поставили в такие условия, что у него выбора не было, кроме как перейти в другой округ», — поясняет главный редактор информагентства «Моссовет» Юрий Загребной.
В этой конфигурации не нашлось места Ирине Великановой, которую за снятие ее кандидатуры отблагодарили местом директора Музея современной истории России.
«Когда вышли на финишную прямую, стали искать ей место и с учетом связей нашли. Сегодня ее назначили, уже можно поздравлять, — говорит Загребной. — В итоге всем сестрам досталось по серьгам, кроме избирателей, мнения которых не спросили».
«Великанова ушла, на ее место перевели Щитова. Мне как бывшему депутату не очень понятно, как депутаты берут и переходят из одного округа в совсем другую часть Москвы. Это неуважение к избирателям», — сетует Загребной.
Однако сам факт этих внезапных перетасовок и их беспроблемный характер его нисколько не удивляет: «Кандидаты «Единой России» сами себе не принадлежат. Это крепостное право».
Не попали в заветный список и другие видные столичные единороссы, победившие во время праймериз: например, председатель комиссии МГД по госсобственности и землепользованию Олег Бочаров, выигравший их в 33-м округе (Северное и Южное Бутово) и глава муниципального округа Ново-Переделкино Эрнест Макаренко, баллотировавшийся по 39-му округу (Внуково, Ново-Переделкино, Троицк). Вместо первого выдвинули главу исполкома столичного отделения партии Людмилу Гусеву, а вместо второго — депутата МГД Антона Палеева. Для них отсутствие в партийном списке стало неожиданностью, но отказываться от думских амбиций ни один, ни другой пока не собираются.
«С Бочаровым непонятная ситуация, он очень сильный кандидат, работает с избирателями. Представлял партию в МГД в нескольких созывах, был вице-спикером, достаточно авторитетный депутат. Я думаю, она связана с его взаимоотношениями с кем-то из влиятельных лиц.
Несмотря на все процедуры, личные взаимоотношения оказывают решающее влияние на выдвижение кандидатов. Административный ресурс никто не отменял, от этого никуда не уйти», — говорит Загребной.
Поэтому, несмотря на заслуги Бочарова, за него никто не заступился. «Когда ему отказали, его коллеги даже вопрос не задали: «Почему такое решение принято?» Поверьте мне, его однопартийцы не знают, что произошло. И таких сюжетов много. В него укладывается и отказ Эрнесту Макаренко, и выставление людей, которые заняли на праймериз вторые-третьи-четвертые места. Или вообще не участвовали. Партия делает ставку не на яркие личности, ей нужны безликие функционеры».
Сам Бочаров тем, что он не попал в список, недоволен. И, видимо, в его избирательном округе будут конкурировать два представителя «Единой России».
«Я собрал подписи. Сейчас их заверяю! И я регистрируюсь», — заявил Бочаров «Газете.Ru». Отвечать на вопрос, почему его не поддержала собственная партия, Бочаров отказался.
Раздумывает над тем, чтобы принять участие в предвыборной гонке, и другой оставленный с носом единоросс — победитель праймериз Эрнест Макаренко.
«Я внутренне рассчитывал, что партия меня выдвинет, поэтому не смог подготовиться. Других достойных кандидатов по моему округу не было, я одержал убедительную победу на праймериз. Поэтому сожалею, что не успел начать сбор подписей. Если б я предполагал, что меня не выдвинет партия, я бы принялся их собирать и уверенно собрал бы, — заявил Макаренко. — Сейчас я понимаю, что невозможно за два оставшихся дня собрать 5000 подписей. Но вчера ко мне подошли мои избиратели и агитаторы, которые меня поддерживали, и постарались меня убедить в обратном. Так что я сейчас реально оцениваю ситуацию и до конца дня определюсь. Веду переговоры, но, видимо, уже поздно. Даже с помощью друзей не успею собрать подписи».
Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве Александр Шатилов полагает, что отказ от итогов праймериз свидетельствует о неготовности руководства московской «Единой России» пассивно следовать в фарватере политики мэра Москвы Сергея Собянина: «Она хочет продемонстрировать, что вполне жива как партия, и кроме того, хочет продвигать и лоббировать своих кандидатов даже вопреки позиции мэра».
Праймериз «Моя Москва» были организованы одноименной гражданской инициативной группой, в которую вошли представители общественности и СМИ. Несмотря на то что мэрия отрицала причастность к ней, в СМИ неоднократно утверждалось, что курирует праймериз заместитель Сергея Собянина Анастасия Ракова, а их проведение — ее личная инициатива с целью вовлечь в выборный процесс пассивный провластный электорат за счет дистанцирования от «Единой России».