Фигура Виктора Медведчука всплыла из мутных вод российской-украинской политики неожиданно, будто субмарина на боевом дежурстве. Но пока он больше напоминает любительский батискаф, чем стратегический крейсер. Проблема в том, что непосредственным участникам конфликта неясно, какие у Медведчука статус и полномочия. И кто его ими наделил. Ясно лишь, что особого доверия к нему нет ни в Киеве, ни в Донбассе.
Известно, что в пятницу, 19 июня, Медведчук встретился с «хозяином Донбасса» Ринатом Ахметовым. Бизнесмен факт встречи подтвердил. Отвечая на вопрос корреспондента киевского издания «Левый берег», в каком статусе к нему приходил Медведчук — как частное лицо или же как человек, имеющий мандат на переговоры с какой-либо из сторон конфликта, Ахметов сказал: «Как человек, у которого болит душа за Украину и за все, что происходит в нашей стране». «Я считаю, что мы должны жить в единой, унитарной, свободной и успешной стране», — на всякий случай добавил богатейший украинец.
Медведчук — известный, можно даже сказать, легендарный украинский аппаратчик. На исходе президентства Кучмы он возглавлял его администрацию, считался его правой рукой и даже «серым кардиналом» украинской политики.
После «оранжевой революции» 2004 года и прихода к власти Виктора Ющенко именно Медведчука обвинили в массовых фальсификациях на президентских выборах в пользу Виктора Януковича. В том же году крестными родителями его дочери Дарьи стали Владимир Путин и Светлана Медведева.
В 2012 году Медведчук создал общественное движение «Украинский выбор», выступавшее за превращение Украины в федерацию и ее вступление в Таможенный союз. Высказывались подозрения о том, что движение финансируется из России. При этом даже при Януковиче считалось, что Медведчук, в общем, не у дел, не говоря уже о времени после победы «евромайдана».
И вот в воскресенье появилась информация, что Виктор Медведчук был уполномочен руководством народных республик востока Украины на ведение переговоров с ОБСЕ и официальным Киевом.
По информации донецкого издания «Новости Донбасса», в компании депутата от Партии регионов Нестора Шуфрича он провел встречу с представителями Донецкой республики в одном из ресторанов областного центра. О чем они договаривались, доподлинно неизвестно, но, видимо, как раз о представительских функциях Медведчука.
По словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, российский лидер приветствовал контакты Медведчука с руководством ДНР и ЛНР. Но, похоже, лидер «Украинского выбора» общался с сепаратистами и раньше. Во всяком случае, побывавший в донецком плену журналист ВолыньPost Сергей Шаповал рассказывал, что за его освобождением стояли именно Шуфрич и Медведчук.
«Вчера, после того как Путин сделал гордое заявление о Медведчуке, все в Киеве стали говорить: теперь понятно, зачем Путин поддерживает контрреволюцию в Донецке, — чтобы обеспечить какой-нибудь статус своему куму на новой Украине», — говорит депутат Верховной рады от «Батькивщины» Александр Бригинец.
По мнению депутата, привлечение Медведчука для Путина — это попытка «спасти лицо».
«Путину уже понятно, что никакой прямой интервенции, прямого захвата Украины он провести не может. Поэтому ему надо как-то выйти из этой ситуации. Либо все бросить и слушать, как его проклинают его же бойцы, которые пришли туда по призыву спасать русских. А теперь они ему не нужны, и вся их ненависть уже не к украинской власти, а к Путину, который их поманил и бросил. Ему надо красиво выйти из ситуации, и он как бы посылает определенное лицо, которое традиционно выступает за федерализацию. Для одних это будет подано как внутриукраинское дело, что один из политиков Украины ведет переговоры с сепаратистами, для других — как эмиссар Путина разруливает всю ситуацию. Это способ отступления. Сделать из Медведчука опять какой-то центр влияния в публичной политике Украины не получится. Его четко воспринимают как один из инструментов Путина по созданию нынешней ситуации», — уверен Бригинец.
Но вопреки скепсису депутата Рады руководство самопровозглашенных республик на востоке страны возлагает на Медведчука определенные надежды. Лидер движения «Юго-Восток» Олег Царев на своей странице в Facebook приветствовал начало «предварительных неофициальных консультаций» по урегулированию конфликта в Донбассе. «Газете.Ru» он пояснил, что накануне встретился с Виктором Медведчуком.
«Мы ждем от его посредничества начала прямых переговоров с Киевом. От них жду удовлетворения наших требований прекращения войны», — сказал Царев. При этом он затруднился оценить дипломатический потенциал Медведчука для выполнения этих требований Киевом. «Это вопрос к Медведчуку, — заключил он. — Если добьется, будет очень хорошо».
Леонид Кравчук, первый президент новой Украины и член политбюро СДПУ(о), которую возглавлял как раз Медведчук, полагает, что тот теоретически способен стать эффективным посредником между сепаратистами и украинскими властями.
«Медведчука я знаю очень-очень хорошо, с 1992 года, мы постоянно контактировали. Он человек подготовленный и юридически, и политически», — отмечает Кравчук, добавляя при этом, что под вопросом его статус и полномочия. «У него хорошие контакты с президентом России — и профессионально-деловые, и личные. Но нужно согласие двух президентов — Путина и Порошенко. Путин, как я понял, не возражал бы. Кто такой Медведчук? Чьи поручения выполняет, какие перед ним поставлены задачи? Кому он докладывает? Путину? Или информирует Порошенко? Хотелось бы услышать заявление самого Медведчука», — подчеркивает экс-президент.
При этом Кравчук считает, что, хотя авторитет Медведчука «не очень высок», Порошенко может согласиться на контакты с ним. «У Порошенко очень трезвый, взвешенный, очень практический взгляд. Он готов на контакты с любым человеком, если тот не фальшивит», — говорит бывший президент Украины.
Но действовать Медведчук может лишь как неофициальный переговорщик. «Вопрос, с кем будет контактировать Медведчук — с официальной властью в Донецке и Луганске или так называемой народной? Народных республик не существует, и поэтому нужно определить его точный статус: нельзя контактировать с несуществующей страной. Если он будет представлять их, то я не думаю, что с ним встретятся представители ОБСЕ, поскольку для них это означает признание республик — рассуждает Кравчук. — Если же речь о неофициальной дипломатии, это возможно и необходимо использовать любые возможности для контактов».
Однако представитель миссии ОБСЕ на Украине Майкл Боцюркив не исключил, что его организация может пойти на контакт с Медведчуком:
«Я не хочу спекуляций насчет возможных контактов в будущем, но мы общались и общаемся со многими людьми по обеим сторонам конфликта, поэтому исключить контактов с Медведчуком также не могу».
Президент украинского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко не склонен переоценивать дипломатический потенциал путинского кума.
«С одной стороны, Порошенко не хочет разговаривать с юго-востоком, с другой — с кем он хочет разговаривать, юго-восток представлять не могут. Юго-восток не считает, что его могут представлять Тарута или Ахметов. В этой ситуации предлагается человек, с которым в принципе может разговаривать Порошенко, — говорит Ищенко. — Юго-восток тоже заявил, что согласен, чтобы Медведчук от его имени вел переговоры с ОБСЕ и другими. Нашли точку соприкосновения, дипломатом Медведчук может быть».
Украинский политолог Вадим Карасев полагает, что раз Путин достал «карту» Медведчука — значит, он уже в большей степени рассчитывает не на сепаратистов и боевиков, а на «элитный договорняк».
Эксперт подчеркивает: Россия меняет тактику в отношении Украины и уже особо не надеется на ополченцев из Новороссии. Причина, по его мнению, состоит в том, что восстание провалилось. При этом Карасев замечает, что «ресторанные обеды — давняя и проверенная форма украинского политического процесса, которая часто спасала украинскую политику».
А главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин считает, что «стол переговоров собрали так, чтобы никто не расстроился». Официальный представитель правительства Украины не мог бы сесть за него по политическим причинам, но Леонид Кучма, патриарх украинской политики, достаточно авторитетен для того, чтобы стать более чем достойной заменой любого чиновника. При этом, напоминает Лейбин, нет оснований полагать, что отношения между Кучмой и Медведчуком за эти годы испортились.