Урегулирование, предложенное Порошенко, имеет военную и политическую составляющие. Украинский президент предлагает освобождение от уголовной ответственности для тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений, гарантированный коридор для выхода «наемников», разоружение, создание десятикилометровой буферной зоны на украинско-российской границе.
Порошенко обещает всенародное избрание местных исполкомов (по сути, местных правительств), гарантированный статус русского языка, а также согласование кандидатур глав госадминистраций (губернаторов) с представителями Донбасса.
Глава украинского государства также объявил о прекращении огня на неделю, за которую у сепаратистов будет возможность сложить оружие и покинуть территорию страны.
О плане мирного урегулирования проинформированы Россия, ЕС и США, отметил на брифинге заместитель главы администрации президента Валерий Чалый. При этом он заявил, что план получил одобрение с российской стороны. Однако уже после публикации плана в пресс-службе Кремля сообщили ИТАР-ТАСС, что «в нем отсутствует ключевой пункт — предложение начать переговоры».
«Первичный анализ, к сожалению, показывает, что это не приглашение к миру и переговорам, а ультиматум ополченцам юго-востока Украины сложить оружие», — подчеркнули в Москве.
Депутат Рады Геннадий Москаль, представляющий партию «Батькивщина», заявил, что реализация инициатив Порошенко зависит только от двух человек: президентов России и Украины. Детали плана не ясны: под вопросом определение понятия буферной зоны, схемы совместного патрулирования.
«Контактов с ДНР и ЛНР точно не будет. Это террористы, с которыми разговаривать не будут. Что касается пункта про губернаторов, то они будут согласовываться с ранее законно избранными местными органами власти», — заявил Москаль. В этом с ним согласен профессор политологии Киево-Могилянской академии Алексей Гарань.
«Пункты о буферной зоне и совместном патрулировании нуждаются в конкретизации. В любом случае главное — добиться прекращения огня и переброски диверсантов из России. Все остальное можно решить потом»,
— считает политолог.
Ранее Порошенко заявил, что децентрализация власти будет прописана в конституции, а в деле восстановления экономики Донбасса Киеву поможет Евросоюз. Европейские партнеры разрабатывали программу создания рабочих мест на востоке Украины с перспективой инвестиций и проектом экономической реконструкции региона. Кроме того, в Донбассе может в перспективе оставаться до 25% налога на прибыль.
Украинский политолог Вадим Карасев, в свою очередь, считает позитивным сдвигом и сам факт постоянных контактов российских и украинских властей.
«И Москва, и Киев хотят мира по разным причинам. Порошенко — президент мира, а не войны. Для реформ и целостности страны ему нужен мир. Путину также нужен мир, вооруженные очаги русского национализма в Донбассе могут перекинуться и в Россию и создать новую политическую конфигурацию, подорвав стабильность путинской России»,
— отмечает Карасев.
Но препятствия есть с обеих сторон. «Порошенко не может пойти на свой «Хасавюрт». Если он пойдет на прямые переговоры с лидерами провозглашенных республик, киевские «ястребы» его не примут и обвинят в пораженчестве и уступках России, — говорит Карасев. — С другой стороны, Путин не сможет стерпеть, что Киев зачищает восток, и поэтому пытается добиться мира с позиции силы. В противном случае создастся впечатление, что Путин бросил русских ополченцев. Лидеры ДНР и ЛНР также не могут пойти на мир. Получается, обе стороны требуют мира, но с позиции силы, вот и уткнулись в тупик».
В Донбассе тем временем продолжаются ожесточенные бои. Примерно в те же минуты, когда Порошенко обнародовал свой план, происходила интенсивная перестрелка близ российско-украинской границы в районе пропускного пункта «Новошахтинск» Ростовской области. В результате обстрела там был ранен российский таможенник.
«Российская сторона выражает решительный протест в связи с этой агрессивной акцией. Требуем от Киева срочного и незамедлительного расследования всех обстоятельств данного преступления, нарушающего элементарные нормы и принципы международного права», — говорится в заявлении российского МИДа.
При этом, с чьей стороны велся огонь — подразделений, верных официальному Киеву, или повстанцев, — пока не ясно.
Весь день армия Украины сжимала кольцо вокруг Славянска, войска подступали к Донецку и Луганску, занимая по пути небольшие населенные пункты. Главнокомандующий ДНР Игорь Гиркин-Стрелков в своих сводках настоятельно призывает Россию ввести войска, пока не поздно. По сообщению украинских СМИ, на помощь ополченцам со стороны границы Луганской области прибыла бронетанковая колонна. Продолжаются бои на подступах к военной части в Артемовске, где, по некоторым данным, находится несколько сот единиц бронетехники.
На этом фоне официальный представитель ДНР в России Андрей Крамар заявил «Газете.Ru», что диалог между ополчением и Киевом возможен только после прекращения огня и вывода правительственных войск из бунтующих регионов.
«Надеюсь, благоразумие в головах украинских политиков до конца не выветрено «американским ветром», — заметил Крамар.
Тем временем о нереалистичности плана Порошенко заявил глава ЛНР Валерий Болотов, подчеркнувший, что «складывать оружие никто не собирается до полного вывода войск».
Военный эксперт, заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц подчеркнул, что, по сути, Порошенко предлагает сепаратистам капитуляцию.
«Амнистия для тех, кто не совершил тяжких преступлений, по сути означает тотальную фильтрацию; выйти по коридору в Россию им тоже вряд ли позволят с оружием. Очевидно, что сепаратистов они устроить никак не могут, стало быть, они направлены кому-то другому», — рассуждает эксперт. По его мнению, это те, кто может возглавить уставшую от войны часть юго-востока.
Стоит отметить, что несколько дней назад влиятельный европейский чиновник на условиях анонимности предположил в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru», что украинские власти вряд ли будут слишком тщательно выяснять, кто совершал тяжкие преступления, а кто нет. Для этого у них просто нет необходимых ресурсов, а значит, на действия многих ополченцев могут быть просто закрыты глаза.
При этом, по словам Гольца, предложения, подобные озвученным в пятницу, обычно делаются с позиции силы и превосходства, а его, считает эксперт, у украинской армии сейчас нет.
Более того, самая тяжелая фаза — зачистка городов — еще впереди. И как показывает опыт российских войск в Чечне, это вопрос не недели, не десяти дней, а порой многих месяцев.
Что касается будущего устройства мятежных ныне территорий, то Вадим Карасев видит единственное спасение единой Украины в интеграции «новых политических субъектов» — гражданского крыла мятежников — в официальную структуру региона. Интеграция, по его мысли, может пройти через местные досрочные парламентские выборы, политические назначения и децентрализацию регионов.
«Обеим сторонам нужно чем-то жертвовать, просто так никто огонь не остановит. Нужны три вещи: деэскалация, демилитаризация и демократизация. Надо сконструировать политический субъект на востоке. Старый субъект нежизнеспособен, он существовал под шапкой Партии регионов. Теперь на востоке появились новые политические субъекты. Нравится это или не нравится, но нужно говорить с Пушилиным и другими представителями самопровозглашенных республик. Россия все равно не присоединит эти территории и не будет держать независимыми по типу Абхазии и Южной Осетии. А у Украины нет ресурсов для зачистки всех выступавших против действий центральной власти. В общем, мы в любом случаем теряем либо невинность, либо восток», — резюмирует эксперт
При этом старший научный сотрудник Института славяноведения РАН историк-балканист Петр Искандеров, сравнивая нынешнюю ситуацию с югославским кризисом начала 90-х, приходит к выводу, что предложения Порошенко по децентрализации сильно запоздали.
«Их должны были делать те, кто совершил государственный переворот в Киеве зимой, еще до начала кровопролития, — уверен он.
Ситуация на Украине и проще, и сложнее, чем в Югославии четвертьвековой давности, считает ученый. Проще, потому что четче прослеживается линия противостояния, сложнее — в силу того, что серьезные историко-культурные различия никак не были оформлены на административном уровне, а значит, разделение по границам старых территориальных образований невозможно.
По мнению Искандерова, сейчас речь должна идти даже не о федерализации, а о конфедерализации страны по модели Боснии и Герцеговины. Как и в 1995 году при ее образовании, это единственный путь остановить войну здесь и сейчас. А затем новые политические субъекты уже должны решить, восстанавливать ли единство или расходиться окончательно, поскольку долгое существование государства в таком режиме, очевидно, невозможно, убежден историк.