Пресс-конференции в Киеве главы службы безопасности Украины Валентина Наливайченко и министра внутренних дел Арсена Авакова предшествовало распространение ранним утром информации о задержании 12 беркутовцев за расстрел митингующих на Институтской 18–20 февраля. Утверждалось, что все они допрошены при помощи детектора лжи. По словам шефа пресс-службы генпрокуратуры Украины Василия Зори, среди задержанных командир «черной роты» — подразделения «Беркута», по данным следствия убивавшего активистов из огнестрельного оружия.
«Следственные действия продолжаются, события развиваются стремительно, поэтому трудно сказать, сколько задержанных еще будет», — предупредил представитель прокуратуры.
Приказ Януковича и загадка снайперов
Наливайченко начал пресс-конференцию с того, что опроверг заявления, сделанные Виктором Януковичем днем ранее в интервью Associated Press, о том, что он «никогда не отдавал никаких приказов стрелять».
«Спланированная в виде антитеррористической операции, а фактически организация массовых убийств людей происходила непосредственно и под прямым руководством бывшего президента Януковича», — объявил Наливайченко.
Планы экс-президента, по словам главы СБУ, реализовывал его предшественник на посту председателя службы безопасности Александр Якименко.
В сговоре с тогдашним шефом МВД Виталием Захарченко он сразу после объявления антитеррористической операции приказал стрелять по протестующим, утверждает Наливайченко.
В так называемой антитеррористической операции власти задействовали 108 альфовцев. 18 февраля спецназовцы высадились на Доме профсоюзов, но их остановил поджог здания, и они отошли тем же путем, каким пришли. На следующий день в зданиях по улице Костельной, улице Крещатик, 7/11, работали семь снайперов «Альфы». Они же действовали 20 февраля, дополнительно выставив снайперские посты в здании администрации президента. «Обе группы были вооружены боевыми винтовками немецкого образца «Блайзер» и боевыми патронами», — утверждает глава СБУ.
По словам Наливайченко, руководство операцией осуществлялось и 18-го, и после этого 20 февраля, когда были выставлены точно так же снайперские группы, по семь офицеров, но уже возле администрации президента.
«Что касается и планов, и приказов, и непосредственно исполнителей, то бывшее руководство спецподразделения «Альфа» допрашивается и сотрудничает со следствием. Все, кто принимал участие и исполнял преступные приказы бывшего руководителя СБУ Якименко, тоже допрашиваются следствием», — отметил он.
На Институтской улице со стороны Октябрьского дворца, по данным МВД Украины, также работала спецрота «Беркута» с желтыми повязками на рукавах под руководством майора Дмитрия Садовника, отметил министр внутренних дел Арсен Аваков.
«В стрельбе на улице Институтской со стороны Октябрьского дворца... погибли, по нашим подсчетам, 17 человек, — заявил глава МВД Украины. — Нами установлены все лица, которые принимали участие в этой операции. Степень причастности каждого из бойцов спецроты устанавливается».
Обвинения в адрес России и реакция ФСБ
Украинцы подозревают в причастности к этим событиям и российских силовиков. Глава СБУ Валентин Наливайченко на пресс-конференции прямо заявил об участии сотрудников ФСБ России в планировании и осуществлении антитеррористической операции в Киеве.
«У нас есть обоснованные основания считать, что именно эти группы, которые находились на одном из полигонов СБУ, принимали участие в планировании и осуществлении мероприятий по так называемой антитеррористической операции», — сказал Наливайченко.
Украинские силовики уверяют, что 20 декабря на полигоне СБУ под Киевом находилось 26 сотрудников ФСБ России, а в середине января – шесть сотрудников. Более того, отметил Наливайченко, туда были проведены линии правительственной связи, и тогдашний председатель СБУ Александр Якименко лично приезжал к ним на доклад.
В Федеральной службе безопасности России во второй половине дня прокомментировали утверждения украинских силовиков. «Пусть эти заявления останутся на совести СБУ», — сказали РИА «Новости» в центре общественных связей ФСБ.
Титушки и «Оплот»
Со слов нынешнего главы МВД Авакова, глава медиахолдинга «Контакт» Виктор Зубрицкий координировал действия «титушек» и «определенных бандформирований» в Киеве «в самые острые моменты 19–20 февраля». Экс-министр внутренних дел Захарченко имел тесные связи с силовиками Януковича. Он руководил деятельностью всех провластных группировок, начиная от «антимайдана» и заканчивая «титушками» в районе Михайловской площади, Мариинского парка, Крепостного переулка.
Захарченко решал вопросы выдачи денег, указывал на цели среди активистов «евромайдана». Он же отвечал за дискредитацию активистов в СМИ.
Затронул Аваков и деятельность противников «евромайдана» из харьковского бойцовского клуба «Оплот». Клуб заявлял о готовности «растянуть Майдан по кусочкам». В январе из столичной Александровской больницы были похищены активисты Майдана Игорь Луценко и Юрий Вербицкий. Луценко позже нашелся, а тело Вербицкого со следами пыток обнаружили в Бориспольском районе Киевской области. Также в январе в столице массово поджигали автомобили активистов Майдана. Силовики связывают все эти события с харьковским клубом.
Версии происхождения снайперов
Подтверждение заявлений представителей нынешних властей Украины, которые они сделали в четверг, затрудняет уничтожение всех документов СБУ. «Мы пришли в СБУ — и не было ни одного документа, ни одного жесткого диска… все 100% документов уничтожены», — отметил начальник управления внутренней безопасности СБУ Николай Кущаев. По его словам, уничтожены были даже акты, которые составляются об уничтожении документов. Все бывшее руководство СБУ и руководство спецподразделения «Альфа» и ряда других подразделений исчезло: «Они появляются то в Москве, то в Крыму».
На сегодняшний день Украину покинули 67 беркутовцев, подсчитали в МВД страны.
Ранее депутат Рады Геннадий Москаль обнародовал в Facebook планы спецопераций по силовому разгону акций протеста на Майдане «Бумеранг» и «Волна». Они предусматривали привлечение 10 тыс. бойцов внутренних войск, 10 тыс. милиционеров и 2 тыс. бойцов «Беркута». Источником Москаль назвал «патриотически настроенных работников МВД и СБУ». Заместитель министра внутренних дел Украины Сергей Яровой и Кущаев не смогли подтвердить реальность этих бумаг.
«Аваков мог обвинить только «Беркута»
Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что для объективности расследования МВД Украины должно было вызвать министра иностранных дел Эстонии, который ранее говорил о возможной причастности оппозиции к появлению снайперов.
«Но этой информацией даже не заинтересовались. Всегда так бывает: кто победил, тот и назначает виновных», — отметил Ищенко.
В остальном же он скептически оценивает выступление Наливайченко и Авакова. «Когда человек говорит, что «Беркут» использовал в качестве снайперской винтовки карабин Симонова, давно снятый с вооружения... Когда он заявляет, что у нас есть доказательства, но они уничтожены прежним преступным режимом... – рассуждает Ищенко. – Хотя когда этот режим уничтожал эти доказательства, если стреляли в людей 19–20 числа, а 21-го преступный режим уже бежал? Все заявления можно поставить под очень большое сомнение. Тем более что люди погибли от пуль, отличных от тех, которыми стреляет карабин Симонова. Но Аваков и не мог бы обвинить никого, кроме «Беркута», — уверен Ищенко.
С ним согласен директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве России Павел Салин. «Сейчас стартовала масштабная кампания по обелению этой украинской революции. Новые украинские власти постепенно ликвидируют сомнительные моменты в биографии этой революции. Иногда даже эта ликвидация происходит чисто физически, как это было, например, с Сашко Билым», — отмечает он.