Президент инвестиционного фонда Hermitage Capital Management заявил во вторник в эфире радиостанции «Голос Америки», что американские власти в декабре могут опубликовать расширенную версию «списка Магнитского». Принятый в декабре 2012 года так называемый Акт о верховенстве закона и подотчетности имени Сергея Магнитского ввел санкции против российских официальных лиц, которые, по мнению США, несут прямую и косвенную ответственность за гибель в тюрьме российского юриста Сергея Магнитского в 2009 году. Работавший в Hermitage Capital юрист Магнитский обвинял тогда российских чиновников в присвоении $230 млн бюджетных средств, полученных в качестве налогов от компании.
Санкции включали запрет на поездку в США российских чиновников и членов их семей, а также заморозку их счетов на американской территории. «Акт Магнитского» был принят одновременно с отменой существовавшей многие десятилетия поправки Джексона—Вэника, налагавшей ограничения на торговлю США с Россией.
Существует как открытая, так и закрытая часть списка. В апреле этого года американские власти обнародовали имена 18 человек из списка. 16 из них — это лица, которых США подозревают в причастности к гибели Сергея Магнитского, еще двоих россиян подозревают в других нарушениях прав человека. Большинство фигурантов списка — это судьи, следователи и полицейские.
В ответ на «акт Магнитского» российские власти сразу же ввели так называемый список Гуантанамо. МИД РФ опубликовал перечень из 18 невъездных в Россию американцев, четверо из которых — высокопоставленные чиновники, ответственные за открытие спецтюрьмы в Гуантанамо, остальные 14 — судья, прокуроры и агенты спецслужб, которые добились экстрадиции и осуждения «оружейного барона» Виктора Бута и летчика-контрабандиста Константина Ярошенко.
Ранее в качестве ответа на принятие «акта Магнитского» Москва инициировала в декабре 2012 года принятие закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», ставшего известным широкой общественности как «закон Димы Яковлева». Он ввел санкции против американцев, по мнению РФ, причастных к гибели усыновленных в США российских детей, и запрет на усыновление в США российских сирот. Его подавляющим большинством голосов приняла Госдума и подписал Владимир Путин. Впоследствии премьер-министр и лидер правящей партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев признался, что закон был принят на эмоциональной волне и юридически не связан с «актом Магнитского».
Браудер, активно лоббировавший принятие «акта Магнитского» американским конгрессом, неоднократно заявлял, что хочет, чтобы подобные санкции в отношении российских чиновников ввели и другие страны, в том числе члены Евросоюза (ЕС).
В середине ноября в ЕС была создана межпарламентская группа «Правосудие для Сергея Магнитского», в нее вошли депутаты из 21 европейского государства.
Глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков считает, что расширение списка — это личная инициатива президента Hermitage Capital. «Именно Браудер был инициатором этого списка. Именно Браудер убедил в его необходимости нескольких сенаторов и конгрессменов, особенно из тех, кто искал повода для принятия антироссийского закона. Браудер же поставил этот проект на серьезную финансовую основу. Не будем забывать, что его состояние исчисляется несколькими миллиардами долларов», — сказал депутат «Газете.Ru».
По мнению Пушкова, Браудер пытается привлечь интерес к закону, который сейчас «оказался отброшенным на третьи-четвертые позиции».
«Он понимает, что этот закон не оказал воздействия на российско-американские отношения в той мере, в которой он рассчитывал. В значительной степени этот закон оказался перекрыт договоренностью между США и Россией по Сирии», — уверен Пушков.
Президент центра глобальных интересов в Вашингтоне Николай Злобин соглашается, что на данный момент «к этому вопросу у американцев интереса вообще нет: у простых граждан, у прессы, у широкого политического класса здесь сейчас другие приоритеты».
При этом он напоминает, что «в законе прописано, что он будет каждый год пересматриваться, поэтому, скорее всего, интерес к этому списку будет возникать каждый год».
В свою очередь, Пушков отмечает, что, несмотря на то что «акт Магнитского» был подписан президентом США в декабре, «срок отчета по этому закону – апрель» (когда был обнародован список), поэтому «не очень понятно, почему президент Hermitage Capital вдруг заговорил о декабре». По словам депутата, окончательное решение весной будущего года в любом случае принимать «должна администрация Обамы, а не Браудер».
Тем не менее Николай Злобин считает, что «список вполне может быть расширен, так как такие настроения есть и в Вашингтоне, и в Европе».
«Особенно в конгрессе такие настроения присутствуют. Негативный тренд в отношении России продолжается, и пока преодолеть его никак не удается. Очень много членов конгресса готовы по крайней мере обсуждать возможность расширения этого списка», — знает эксперт.
При этом Злобин отмечает, что «расширяться он будет на основе документов, проанализированных американскими юристами, то есть это будет не просто политическое расширение: в последнее время это все больше становится юридическим документом». В связи с этим политолог считает, что «России было бы неправильно занимать пассивную позицию в этом вопросе или просто в отместку расширять свой список».
Ведущий эксперт американского консервативного политологического фонда «Наследие» Ариэль Коэн также подтвердил «Газете.Ru», что расширении списка «рассматривается»: «Но насколько и кого включат в этот список, мы узнаем в декабре».
«На повестке дня люди, связанные с другими нарушениями прав человека (в России)», — сказал Коэн.
«Настроение среди сенаторов более решительное и боевое (чем в Белом доме. — «Газета.Ru»). В свою очередь, Госдеп еще раз хочет перезагрузить «перезагрузку» после ухода посла (США в России) Макфола», — добавил он.
Напомним, что летом расширить «список Магнитского» в ответ на скандал с Эдвардом Сноуденом, призывали сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм.
Член палаты представителей, демократ Джим Макговерн, участвовавший в разработке «акта Магнитсткого», сказал «Газете.Ru», что в букве этого закона заложена обязанность вносить в него коррективы «хотя бы раз в год». «Я абсолютно уверен, что мы увидим расширенный список», — сообщил он.
«Список опубликованный в прошлом апреле был первым шагом в имплементации этого закона. США имеет и будет продолжать использовать это средство для того чтобы осаживать нарушителей прав человека и поддерживать граждан России, которые имеют право на уважение», — заявил конгрессмен.
Другой соавтор «акта Магнитсткого», сенатор-демократ Бенджамин Кардин, не смог оперативно прокомментировать «Газете.Ru» планы конгрессменов по расширению списка.
Научный сотрудник кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Андрей Сушенцов считает, что «вряд ли под этим подпишутся все страны ЕС».
По мнению Сушенцова, Браудер учитывает повышенное внимание Евросоюза и США к ситуации с правами человека в России, особенно в связи с грядущей Олимпиадой в Сочи в 2014 году (ранее ряд американских сенаторов, в том числе республиканец Линдси Грэм, призывали к ее бойкоту). Но, по мнению политолога, расширение «списка Магнитского» вряд ли существенно повлияет на российско-американские отношения.
«В них сложилась модель, которая подразумевает существование непримиримых противоречий.
При этом две страны активно взаимодействуют в таких областях, как Афганистан, сотрудничество в космосе и борьба с терроризмом», — говорит Сушенцов. Майкл Макфол, недавно опровергнувший слухи о своей отставке, на прошлой неделе напомнил, что у Москвы и Вашингтона больше совместных интересов, чем разногласий.
«Обе страны имеют общие интересы в сфере безопасности, начиная с обеспечения нераспространения оружия массового уничтожения и заканчивая сотрудничеством по таким региональным вопросам, как Афганистан, Иран, Северная Корея, Сирия и ближневосточное урегулирование», — сказал Макфол в связи с 80-летием со дня установления дипломатических отношений между государствами.