На международной арене назревает новый скандал в связи с делом Сергея Магнитского. В пятницу поздно вечером Интерпол сообщил, что не будет участвовать в аресте Уильяма Браудера, которого объявила в международный розыск Россия. Как говорится в официальном пресс-релизе, это противоречит принципам международной организации.
Решив, что преследование Браудера носит политический характер, Интерпол удалил из своих баз данных всю информацию, относящуюся к запросу об аресте Браудера. Российское МВД, получив отказ, заявило в субботу, что будет требовать от Интерпола подробных разъяснений.
Браудер, глава британского фонда Hermitage Capital, был признан виновным в уклонении от налогов и заочно приговорен к девяти годам тюрьмы в России 11 июля. Спустя две недели, 24 июля, МВД РФ объявило Браудера в международный розыск, а российское бюро Интерпола направило в генеральный секретариат организации запрос о включении Браудера в международную базу разыскиваемых преступников.
Уильям Браудер – глава фонда Hermitage Capital. В 2009 году юрист этого фонда в России Сергей Магнитский умер в московском СИЗО «Матросская Тишина». В следственный изолятор Магнитский попал вскоре после того, как раскрыл схему махинаций, связанных с незаконным возвратом НДС в московских налоговых инспекциях. Глава Hermitage Capital Уильям Браудер после смерти сотрудника фонда начал активно лоббировать в США так называемый «акт Магнитского» — санкции в отношении лиц, незаконно преследовавших юриста фонда. Президент Барак Обама подписал закон в конце прошлого года, а в апреле этого список был обнародован. Несмотря на то что в него вошло всего 18 человек, а не несколько десятков, как того добивались авторы закона, российские власти крайне негативно отреагировали на инициативу США выборочно ограничить въезд и финансовые операции на территории страны для граждан России.
Уголовное преследование Браудера началось уже после смерти Магнитского в «Матросской Тишине». Глава фонда Hermitage Capital, так же как его умерший сотрудник, обвинялся в создании системы офшоров, позволивших уклониться от уплаты налогов на сумму 235 млн рублей (ст. 199 УК).
По словам Браудера, проживающего сейчас за пределами России, часть документов, на основании которых было возбуждено уголовное дело, была подделана коррумпированной полицией и налоговыми чиновниками.
Судебное разбирательство проходило без участия подсудимых и их представителей: вдова и мать Магнитского, равно как и их адвокаты, отказались от участия в процессе. По итогам процесса Магнитский и Браудер были признаны виновными в уклонении от налогов. Дело в отношении юриста было прекращено в связи с его смертью, Браудера же суд заочно приговорил к девяти годам колонии общего режима.
Случай с Браудером – второй конфликт в истории взаимоотношений России и Интерпола за последние месяцы. 7 мая 2013 года стало известно, что Интерпол отказал России в ее требовании арестовать грузинского политика Гиви Таргамадзе, посчитав его преследование политически мотивированным. В России Таргамадзе обвиняют в финансировании подготовки и организации противоправных действий: якобы политик давал деньги Сергею Удальцову и его соратникам на организацию массовых беспорядков, в том числе на Болотной площади.
Впрочем сама практика отказа в розыске людей, считающихся в какой-то стране преступниками, из-за политического характера преследования для Интерпола не нова.
Интерпол отказался помогать властям Киргизии в розыске бывшего президента республики Курманбека Бакиева, а властям Египта — в розыске бывшего премьер-министра Египта Ахмеда Шафика.
Согласно уставу организации, Интерпол осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с общеуголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный и расовый характер, поэтому такие отказы являются правомочными.