Госдепартамент США может расширить «список Магнитского» в ответ на решение Тверского суда Москвы, не нашедшего оснований для реабилитации юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Такую возможность не исключила бывший пресс-секретарь американского дипломатического ведомства Виктория Нуланд, сообщает агентство «Франс Пресс».
Заявление прозвучало во время заседания комитета по международным делам в сенате США, обсуждавшего кандидатуру Нуланд на пост заместителя госсекретаря по делам Европы и Евразии. Заседание комитета – необходимая процедура перед тем, как вопрос об утверждении замглавы внешнеполитического ведомства будет вынесен на голосование конгресса.
«Это пародия на правосудие, когда кто-то тратит энергию для того, чтобы признать виновным мертвого человека, вместо того чтобы найти людей, ответственных за его убийство», — сказала Нуланд.
Юрист Сергей Магнитский умер в московском СИЗО «Матросская Тишина» в 2009 году. В следственный изолятор Магнитский попал вскоре после того, как раскрыл схему махинаций, связанных с незаконным возвратом НДС в московских налоговых инспекциях. Глава Hermitage Capital Уильям Браудер после смерти сотрудника фонда начал активно лоббировать в США так называемый «список Магнитского» — санкции в отношении лиц, незаконно преследовавших юриста фонда. Президент Барак Обама подписал закон в конце прошлого года, в апреле список был обнародован. Несмотря на то что в список вошло всего 18 человек, а не несколько десятков, как изначально обещали авторы закона, российские власти крайне негативно отреагировали на инициативу США выборочно ограничивать въезд и финансовые операции на территории страны для граждан РФ.
Уголовное преследование Магнитского и Браудера началось уже после смерти юриста в «Матросской Тишине». Сотрудник и глава фонда Hermitage Capital обвинялись в создании системы офшоров, позволивших уклониться от уплаты налогов на сумму 235 млн рублей (ст. 199 УК). По словам Браудера, проживающего сейчас за пределами России, часть документов, на основании которых было возбуждено уголовное дело, была подделана «коррумпированной полицией и налоговыми чиновниками».
Судебное разбирательство проходило без участия подсудимых и их представителей: вдова и мать Магнитского, равно как и их адвокаты, отказались от участия в процессе. По итогам процесса Магнитский и Браудер были признаны виновными в уклонении от налогов. Дело в отношении юриста было прекращено в связи с его смертью, Браудера суд заочно приговорил к девяти годам колонии общего режима.
Во время заседания комитета по международным делам сената бывший кандидат в президенты республиканец Джон Маккейн заявил, что США нужно предпринять усилия для того, чтобы как можно больше россиян «почувствовали какую-то боль» за случай Магнитского. Маккейн был одним из самых активных сторонников «закона Магнитского» на стадии обсуждения документа в конгрессе.
«Когда мы судим умерших — не напоминает ли вам это о старых плохих днях Советского Союза? – сказал он. – Разве вас это не потрясает?... Разве это не возмутительно, что виновным признан человек, про которого мы знаем, что он был до смерти замучен российскими властями?»
Маккейн осудил администрацию президента Обамы за слишком сдержанную реакцию по поводу обвинительного приговора Тверского суда Москвы. Беспрецедентное судебное решение фактически прошло незамеченным администрацией, считает республиканец. «Что мы можем сделать, чтобы проявить жесткость? – спросил Маккейн у Нуланд. – Знаете, один из способов быть жестче – это расширить действие «закона Магнитского» и заставить больше россиян почувствовать боль».
Нуланд ответила, что госдепартамент уже проверяет возможности расширения списка чиновников, в отношении которых США вводит санкции.
Официальный представитель ведомства Джен Псаки, комментируя в четверг приговор Тверского суда Москвы, не стала говорить о возможности расширения «списка Магнитского». Пресс-секретарь госдепартамента лишь пообещала, что ведомство продолжит оказывать поддержку тем, кто продолжает добиваться преследования лиц, ответственных за гибель юриста.
Представитель госдепа согласилась с оценкой журналиста, охарактеризовавшего разбирательство как «интермедию», где вместо преследования виновных лиц пытаются разобраться с уже умершим человеком.
«Мы разочарованы беспрецедентным посмертным уголовным преследованием против Сергея Магнитского, — заявила она. – Суд дискредитировал усилия тех, кто продолжает искать справедливость в этом деле».
На заявления американских чиновников отреагировал российский МИД.
«Мы многократно объясняли, что «война черных списков», затеянная Вашингтоном, — заведомо тупиковый путь, обрекающий российско-американские отношения на бесплодное противостояние. Но если администрация США действительно пойдет на поводу оголтелых русофобов с Капитолия, вроде сенаторов Джона Маккейна и Бенджамина Кардина, и продолжит движение в направлении, в котором указали Нуланд и Бэр, нам ничего не останется, как раз за разом давать жесткий ответ», — говорится в комментарии официального представителя МИД Александра Лукашевича.
По словам дипломата, «кандидатов на включение в наш действующий «список Гуантанамо» хоть отбавляй, в том числе с учетом громких разоблачений последнего времени о массовых нарушениях американскими спецслужбами с санкции конгресса США по всему миру тайны телефонных разговоров и переписки, включая посягательство на соответствующее право граждан России».
Так называемый «список Гуантанамо» был опубликован в апреле этого года, на следующий день после того как США обнародовали «список Магнитского». В российский список вошли 18 чиновников, военных, судей, сотрудников прокуратуры и Агентства по борьбе с наркотиками, причастных к делу Бута и делу Ярошенко, а также к применению пыток по отношению заключенным тюрьмы Гуантанамо.