Как ожидается, в четверг в афганской столице соберется Всеафганский совет представителей — лойя джирга, чтобы обсудить проект соглашения о безопасности между Афганистаном и США. В обсуждении будут участвовать около 2500 человек — члены парламента, представители провинциальных органов власти, старейшины и представители гражданского общества.
Соглашение о безопасности определит условия американского военного присутствия в стране, после того как в конце 2014 года НАТО завершит свою миссию в Афганистане. А именно — каким будет военное присутствие США и останутся ли на территории Афганистана американские военные базы.
По итогам четырехдневной дискуссии лойя джирга должна представить правительству страны свои соображения относительно будущего договора.
В среду представители США и Афганистана все еще пытались согласовать окончательный текст соглашения.
Ранее президент Афганистана Хамид Карзай потребовал, чтобы текст будущего соглашения сопровождался письмом от президента Обамы, в котором он бы признал «ошибки», допущенные в ходе «войны с терроризмом».
Советник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс заявила в интервью CNN, что США «не видят необходимости» в подобном жесте.
«Соединенным Штатам нет необходимости извиняться перед Афганистаном. Наоборот, мы принесли много жертв и поддерживали их на пути к демократии и в борьбе с повстанцами и «Аль-Каидой (организация запрещена в России), — подчеркнула Райс.
Заместитель директора Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России Иван Сафранчук считает, что у Карзая нет другого выхода, кроме как подписать договор с США.
«Не надо думать, что Карзай от него откажется. Ему нужен договор, но не нужна политическая ответственность. Если лойя джирга одобрит договор, парламент не будет его торпедировать», — прогнозирует Сафранчук.
Ведущий эксперт центра военного и политического анализа Enegma в Дубае Теодор Карасик считает, что соглашение будет подписано. «Карзай знает историю и понимает, что ему нужна поддержка Вашингтона», — отмечает Карасик.
Уйти, чтобы остаться
Судя по сообщениям западных СМИ, после ухода сил международной коалиции из Афганистана в стране останется около 16 тыс. американских военнослужащих. Сейчас с талибами (организация запрещена в России) и боевиками «Аль-Каиды» воюют более 60 тыс. солдат и офицеров США. Кроме того, под объединенным командованием Международных сил безопасности находится более 30 тыс. солдат из других стран — членов НАТО.
После ухода сил международной коалиции из Афганистана там также останется небольшая миссия НАТО, которая будет включать инструкторов и советников, рассказал ранее «Газете.Ru» помощник генсека альянса по политическим вопросам и политике безопасности Трасивулос Стаматопулос.
Советник президента Афганистана Хамида Карзая Ранжин Дадфар Спанта, которого цитирует France-Press, заявил, что в случае если соглашение будет подписано, бывшая советская авиабаза Баграм рядом с Кабулом останется под американским контролем.
Стоит отметить, что афганские талибы уже предупредили: подписание соглашения с США приведет к активизации военных действий до полного «изгнания с земли Афганистана иностранцев».
Московские сценарии
По мнению генерального секретаря Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николая Бордюжи, несмотря на то что США и их союзники по НАТО потратили много средств и времени на подготовку афганских военнослужащих, местные силовики «не готовы обеспечить стабильность» в регионе. В связи с этим Россия, как ведущая страна ОДКБ, будет оказывать военную помощь своим союзникам по договору, особенно тем, у кого с Афганистаном есть общие границы, прежде всего Таджикистану.
Как заявил во вторник Бордюжа на встрече с экспертами Общественной палаты, ОДКБ готовится к различным «сценариям» развития событий после ухода войск международной коалиции из Афганистана.
Главная опасность — наличие на территории Афганистана боевиков из числа граждан республик Центральной Азии, «которые ждут своего часа».
Более подробно обсуждать возможные сценарии генсек отказался, сославшись на открытый характер встречи.
Директор департамента азиатского и тихоокеанского сотрудничества МИД России Бахтиер Хакимов считает, что ситуацию в Афганистане не стоит слишком драматизировать.
«В 90-е годы говорили, что Афганистан развалится, а он существует», — говорит Хакимов, в середине 80-х годов работавший в посольстве СССР в Кабуле. При этом дипломат считает, что Карзай по-прежнему остается фигурой, которая «консолидирует разные слои афганского общества».
По мнению заместителя директора Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России Ивана Сафранчука, лучшим вариантом для США было бы, если Карзай, как в свое время просоветский лидер Афганистана Мохаммад Наджибулла, мог бы держаться у власти самостоятельно при наличии внешней помощи.
«Наджибулла контролировал ситуацию два года после ухода советских войск, пока ему помогали», — говорит Сафранчук. Эксперт отмечает, что афганский лидер потерял власть, когда эта помощь прекратилась.