«Справедливая Россия» во вторник вечером, 20 августа, пожаловалась в мэрию Москвы на агитацию врио главы города Сергея Собянина в многофункциональных центрах госуслуг (МФЦ). Кандидат на выборах мэра Собянин и МФЦ, действующий по принципу службы одного окна, нарушают равные права кандидатов на агитацию, гарантированные федеральным и московским избирательным законодательством, говорилось в заявлении юриста СР Аллы Алексеевой.
СР просила «предоставить площадь» на информационных стендах МФЦ для рекламы своего кандидата в мэры, председателя партии Николая Левичева.
Нарушение избирательного законодательства в московских службах одного окна обнаружил блогер ivoyager. 16 августа он сообщил, что в МФЦ в районе Новогиреево (ул. Алексея Дикого, д. 3) заметил на электронном информационном стенде сообщение: «1300 человек уже записались наблюдателями от кандидата Сергея Собянина на избирательных участках выборов мэра Москвы. Для того чтобы стать наблюдателем на выборах, нужно заполнить специальную форму на сайте». Блогер расценил текст как косвенную агитацию — «распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате» (п. 2 ст. 48 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав»).
Там же, в МФЦ по улице Алексея Дикого, блогер обнаружил брошюру «7 приоритетов», в которой изложены тезисы предвыборной программы Собянина. Блогер попытался разместить рядом с агитационными материалами врио мэра несколько листовок Левичева, «чисто случайно» оказавшихся в рюкзаке. Размещению листовок кандидата СР воспротивились сотрудники МФЦ. «Дама (предположительно администратор. — «Газета.Ru») сначала пыталась вернуть листовки мне, а потом — и уже, кажется, другая дама — просто забрала их и, покружив по зданию, выкинула в ближайшую урну. Откуда я их забрал и, конечно, водворил на место. Ну, дальше был полный комплект — «вы кто такой?», «какое право вы имеете меня снимать?», «покажите документы!», «я сейчас охрану позову», «мы сейчас органы вызовем» и прочее, прочее», — пишет ivoyager.
«На основании этого сообщения и еще нескольких, поступивших в штаб Левичева, мы обратились в мэрию. По нашим данным, во всех МФЦ в Москве размещены только агитационные материалы Собянина», — пояснила «Газете.Ru» юрист Алла Алексеева.
Ответ из МФЦ пришел уже рано утром в среду. Там подтвердили, что кандидаты имеют равное право на агитацию, но в данном случае им необходимо обратиться к директору МФЦ Москвы Елене Громовой за разрешением.
«Все кандидаты имеют равное право размещать свои агитационные материалы на стендах МФЦ. Для этого им необходимо написать заявление на имя генерального директора МФЦ», — сказала «Газете.Ru» пресс-секретарь МФЦ Москвы Ольга Хаматова. По ее словам, пока такое заявление поступило только от одного кандидата — Сергея Собянина, остальные кандидаты таких заявлений не подавали.
Заявление директору МФЦ Левичев подаст лично до конца дня. «Мы собираемся прийти с заявлением в сопровождении телекамер», — сообщил «Газете.Ru» глава предвыборного штаба кандидата СР Александр Агеев.
КПРФ, выдвинувшая кандидатом на московских выборах зампреда ЦК партии Ивана Мельникова, оспаривает у СР право победы над службой одного окна. «Несколько дней назад мы поймали Собянина на размещении материалов в МФЦ и тогда же подали заявление в правоохранительные органы», — говорит «Газете.Ru» Андрей Клысков, глава фракции коммунистов в Мосгордуме. В ближайшее время в московских МФЦ появятся агитационные материалы Мельникова и кандидата «Яблока» Сергея Митрохина. «На данный момент не могу сказать, но мы свою продукцию распространяем везде», — сказала пресс-секретарь кандидата в мэры от ЛДПР Михаила Дегтярева Евгения Дубницкая.
И только кандидат Алексей Навальный не видит необходимости размещать агитационные материалы в МФЦ. «Неясно, как контролировать распространение материалов в МФЦ, и туда не так много народу ходит, — говорит глава штаба оппозиционера Леонид Волков. — Странная история с МФЦ, непонятно, почему «Справедливая Россия» так зацепилась за нее. В Москве гораздо больше примеров незаконной агитации».
Так, например, социальная реклама мэрии Москвы по стилю схожа с официальными предвыборными листовками кандидата Собянина. Нарушением законодательства это не является. Такой прием региональные власти и «Единая Россия» используют практически на каждых выборах: позитивная социальная реклама в предвыборный период обычно крайне схожа с агитацией единороссов, отмечают эксперты.