В Риге в доме у одного из бывших лидеров Национально-большевистской партии Владимира Линдермана, известного также под партийной кличкой Абель, прошли обыски. Линдерман, один из лидеров русскоязычного меньшинства в Латвии, был организатором в феврале этого года референдума о придании русскому языку статуса второго государственного.
Линдерман рассказал «Газете.Ru», что процессуальные действия проводились в рамках уголовного дела по статье «Призывы к подрыву территориальной целостности» (ч. 2 ст. 83 уголовного закона Латвии). Дело было возбуждено 7 ноября, после того как Линдерман опубликовал на сайте Imhoclub.lv заявление о том, что его партия «За родной язык» («ЗаРЯ») собирается возродить идею автономии Латгалии в составе Латвийской Республики.
В квартиру лидера латвийских нацболов на улице Марупес сотрудники полиции безопасности (ПБ) пришли около 8.30 в четверг. «Меня разбудил звонок, подошел к двери, — рассказал Линдерман. — Голос за дверью представился сотрудником ПБ и сообщил, что у него есть ордер на обыск». Линдерман решил тянуть время — сослался, что не может найти ключ, а сам отправился сообщать о происходящем коллегам и журналистам. В 8.45 он написал в своем профиле в Facebook: «Пятнадцать минут назад ко мне с обыском приехала полиция безопасности. Я пока не пускаю их. Прошу как можно шире распространить эту новость. В прошлый раз они подкинули мне тротил. Что на этот раз?».
Сотрудники ПБ простояли под дверью около часа, к этому времени успели съехаться журналисты, после чего политик впустил сотрудников спецслужб. Обыск продолжался больше часа, Линдерман пытался общаться с журналистами через закрытую дверь, но ему помешали. В 11.30 полицейские уехали, изъяв у Линдермана стационарный компьютер, диски и финансовые документы.
Позже выяснилось, что обыски также прошли у других членов партии «ЗаРЯ» — Владимира Осипова и Иллариона Гирса.
У Осипова вместе с документами и тремя компьютерами (два из которых детские) изъяли «карту автономии Латгалии», которую Осипов нарисовал и собирался представить на предстоящем в субботу конгрессе в Даугавпилсе по вопросу автономии юго-восточных территорий Латвии. У Гирса также конфисковали компьютер, диски и несколько папок с документами, среди которых были также опросники с распечатками результатов исследования, проведенного партией в Латгале по вопросу автономии региона.
«Они (сотрудники полиции безопасности. — «Газета.Ru») искали материалы, которые связаны с вопросом автономии Латгалии. Но я думаю, что рассчитывали найти что-то нелегальное и криминальное. Чтобы обвинить нас в подготовке восстания, беспорядков. Однажды они уже якобы нашли у меня в доме тротил», — сказал Линдерман. В 2003 году тогдашнего лидера рижской ячейки Национал-большевистской партии (организация запрещена в России) (в России сторонники Лимонова тогда еще не потеряли легального статуса) уже обыскивали, в результате было обнаружено оружие, взрывчатка и листовки с призывами к свержению конституционного строя в Латвии. Линдермана объявили в международный розыск, сам он находился в России, а также заочно обвинили в подготовки покушения на жизнь президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги и «призыве к свержению государственного строя Латвийской Республики». В России, однако, ему также не повезло. По его словам, 24 сентября 2003 года его похитили сотрудники ФСБ якобы для экстрадиции в Латвию, но на родину его так и не вернули, вскоре выпустив. Только в 2008 году его задержали в Москве и решением Измайловского районного суда выдворили в Латвию. В том же году латвийский суд оправдал его по всем пунктам обвинения.
«Сотрудники ПБ также изъяли результаты исследования, которое мы проводили для себя, чтобы понять уровень поддержки инициативы об автономии Латгалии в составе Латвийской Республики. Я еще не успел проанализировать детали — возраст, гражданство, но, что касается общих данных, они есть», — отметил Линдерман.
По его словам, инициативу автономии Латгалии в составе Латвии поддержали 61% респондентов, еще 11% высказались «скорее за, чем против».
Латгалия является многонациональным регионом, значительную часть ее населения (по разным данным, от 30% до 40%) составляют русские. «У жителей Латгалии другой язык, они все католики (большинство латышей — лютеране. — «Газета.Ru»)», — отмечает Линдерман. Латгалия в отличие от всей Латвии в феврале 2012 года по вопросу придания русскому языку статуса второго государственного преимущественно голосовала за. В самом крупном городе Латгалии — Даугавпилсе — инициативу поддержали 85,18% населения, в области Даугавпилс — 65,79%. В Резекне, также расположенном в Латгалии, 60,29% голосовали за признание русского языка вторым государственным.
Линдерман в октябре выступил с предложением создать автономию Латгалии в Латвии еще до того, как минюст Латвии признал незаконными вынесение на референдум поправок в законодательство, позволяющих «негражданам» обрести статус латвийских граждан.
Линдерман признал, что идея об автономии Латгалии появилась, когда «стало ясно, что референдума о гражданстве не будет». «Если запрет референдума пройдет гладко… Во-первых, это будет означать, что волна русского сопротивления, поднятая референдумом по языку, пошла на спад. Во-вторых, будет отработан на практике механизм торможения и запрещения любого референдума. Совершится переход от демократии ущербной к демократии декоративной, при которой власть сможет легко загасить любую инициативу снизу», — писал ранее Линдерман.
Партия «ЗаРЯ» собирается участвовать в июне 2013 года в муниципальных выборах в 10—12 краях, в том числе в Риге. Причем латвийские политологи отмечают, что после референдума за придание русскому языку статуса второго государственного произошла мобилизация радикальных сил. Поэтому на предстоящих выборах основная борьба сосредоточится между российскими и латышскими радикалами, причем у прорусских сил в Латвии высокие шансы на победу, поскольку среди них появляются новые лица, в то время как их оппоненты не обновляют свои ряды. В октябре центр исследований SKDS провел общелатвийский опрос среди имеющих право голоса граждан Латвии об их отношении к партии «ЗаРЯ». Позитивное отношение к партии выразили 6,2% опрошенных, нейтральное — 14,6%, негативное — 51,7%. Еще 6,5% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос, а 21% не слышали о такой партии. В Латвии установлен 5-процентный проходной барьер в сейм. Но у самого Линдермана нет права баллотироваться, поскольку он обладатель паспорта негражданина.