Окончательная версия законопроекта, одновременно отменяющего действие поправки Джексона — Вэника в отношении России и Молдавии и вводящего санкции в отношении российских чиновников, причастных к гибели в СИЗО в 2009 году юриста Сергея Магнитского, в Соединенных Штатах опубликована на сайте палаты представителей конгресса накануне вторничного заседания комитета палаты по регламенту. В ночь со вторника на среду по московскому времени комитет определит дату окончательного рассмотрения документа. О том, что процесс принятия «списка Магнитского» достиг своей завершающей стадии, «Газета.Ru» писала в понедельник.
В законопроекте в части, касающейся введения санкций в отношении российского чиновничества, упоминается множество отдельных случаев нарушения прав гражданских активистов, в том числе избиение журналиста Олега Кашина, похищение правозащитников в Чечне и десятки подобных случаев. В отношении каждого российского официального лица, которое будет признано Вашингтоном несущим ту или иную ответственность за эти злодеяния, а также в отношении действующих от их имени лиц, могут быть применены санкции.
Государственный департамент будет обязан отказать в выдаче въездных виз и отозвать уже существующие визы, а казначейство — заморозить все принадлежащие фигурантам списка активы и воспрепятствовать проведению любых с ними операций.
В законопроекте описаны не только основания для включения в него чиновников, но и конкретизированы правила его ведения. Процедурные положения оказались не менее существенными, чем критерии отбора нарушителей прав человека.
Главная роль в составлении «списка Магнитского» отведена президенту. После принятия закона у Барака Обамы будет 120 дней для формирования перечня российских чиновников-нарушителей и его направления заинтересованным комитетам обеих палат конгресса. К таковым отнесены комитеты по делам армии, по делам финансовых институтов, по международным делам, по безопасности и по судебной системе. Список должен быть составлен на основе «заслуживающей доверия информации», которую глава государства сможет получить из нескольких источников, в том числе председателей и старших представителей каждого из перечисленных комитетов.
Среди прочих помощников в составлении списка в законопроекте отдельно прописаны российские организации, которые «ведут мониторинг нарушений прав человека властями России».
Ранее источник «Газеты.Ru» в конгрессе заверил, что в США едва ли станут «применять закон ко всему, что нам не нравится». «Мы не говорим о непрямом участии в нарушении прав человека», — сказал он, упомянув среди прочих депутатов Государственной думы.
На размышления по поводу включения или невключения предложенных ему кандидатур нарушителей прав человека у президента также будет 120 дней.
Вопреки воле администрации Обамы список российских нарушителей прав человека палата представителей предлагает сделать открытым.
Их имена будут публиковаться в интернете на сайте федерального реестра США. Таким образом, очевидно, в список смогут попасть только те нарушители, доказательства вины которых общедоступны и не подвергаются сомнению.
В то же время у списка будет и засекреченная часть. Закон позволяет вносить имена в список в закрытом режиме, если это обусловлено «интересам национальной безопасности». Здесь последнее слово снова за президентом, а чтобы глава государства не сильно злоупотреблял такой возможностью, закон требует от него обосновать свои действия перед комитетами конгресса не позднее, чем за 15 дней до внесения нового имени в засекреченную часть. Кроме того, все подобные шаги со стороны президента должны осуществляться, согласно тексту документа, «в соответствии с намерениями конгресса» по защите демократии и прав человека.
Предусмотрено и выведение отдельных лиц из-под санкций, если президент посчитает, что это соответствует «жизненным интересам национальной безопасности».
Для этого чиновник должен либо оказаться непричастным к преступлениям, либо его деяния должны быть надлежащим образом наказаны по закону, либо же чиновник должен сделать «заслуживающие доверия заверения» о своей непричастности к нарушениям. Если президент захочет, он может убрать имя из списка в тайном порядке. В любом случае за 15 дней до принятия такого решения президент должен направить в конгресс «заслуживающую доверия информацию» об обстоятельствах исключения фигуранта из списка.
Фигуранты «списка Магнитского» смогут также оказаться в США, если российская сторона, например, отправит их на Генеральную ассамблею ООН в Нью-Йорк.
Госсекретарь США по закону должен ежегодно отчитываться перед конгрессом о том, сколько человек внесены или исключены из списка, а если никаких изменений за год не произошло, объяснить причины этого. Также в этом докладе должны описываться «усилия исполнительной власти по убеждению других государств» в необходимости принятия законов, аналогичных «списку Магнитского».
По словам источника «Газеты.Ru» в конгрессе, палата представителей может одобрить законопроект о «списке Магнитского» уже на этой неделе: Барак Обама, как ожидается, подпишет документ не позднее 25 декабря. При этом двум палатам конгресса еще предстоит согласовать финальную версию документа между собой. Сенатский проект, увязывающий отмену поправки Джексона — Вэника с одобрением «списка Магнитского», во многом похож на тот, который будут принимать в палате представителей. Тем не менее в нем есть одно существенное отличие. Как и предыдущий, не привязанный к отмене поправки Джексона — Вэника вариант сенатора Бенджамина Кардина, сопредседателя Хельсинкской комиссии конгресса США и основного защитника идеи наказать российских чиновников за смерть Магнитского, предусматривает возможность внесения в список не только российских чиновников, но и нарушителей прав человека из любой страны мира.