Лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов стал обвиняемым по делу о приготовлении к организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК РФ в порядке ч. 1 ст. 30), но вновь, как и после предыдущего визита в СК на минувшей неделе, избежал ареста. В пятницу следователи ограничились допросом оппозиционера.
«Свою вину он не признал. Мера пресечения ему не изменена — он остается под подпиской о невыезде», — заявил представитель СК Владимир Маркин.
Ранее по этому делу были арестованы соратник Удальцова по «Левому фронту» Леонид Развозжаев и его помощник Константин Лебедев, и в аресте Удальцова не сомневался практически никто из журналистов, пришедших к СК. Известия о том, что его оставили под подпиской о невыезде, вызвали хотя и некоторую радость, но и многочисленные вопросы, в том числе у самого Удальцова. «Следствие ведет какую-то игру», — констатировал он в своем микроблоге после выхода из здания СК.
На минувшей неделе, после ареста Лебедева, Удальцов предполагал, что, выбрав для фигурантов дела различную меру пресечения, власти пытаются стравить соратников.
В пятницу собеседник «Газеты.Ru», близкий к следствию, рассказал, что, по его сведениям, в центре оперативной разработки оказался не Удальцов, а Лебедев, так как именно он, по версии следствия, занимался работой по добыванию финансирования от иностранцев.
«Вообще в больших организациях, как правило, руководитель ничего не делает лично, а лишь дает распоряжения, производит планирование, осуществляет публичную активность. А уже его доверенные лица проводят переговоры, инструктаж, осуществляют различные преступные действия. И в случае расследования серьезных антигосударственных преступлений или деятельности ОПГ, как правило, у следствия на начальной стадии есть улики против исполнителей, а вот главаря удается привлечь к ответственности уже только тогда, когда на него дает показания кто-то из ближайшего окружения. Так, например, всегда было на процессах против влиятельных мафиози», — попытался проинтерпретировать для «Газеты.Ru» линию следствия депутат Госдумы из комитета по безопасности единоросс Илья Костунов.
Ранее оппозиционный депутат и член совета «Левого фронта» Илья Пономарев предполагал, что следствие рассчитывает сотрудничать с Лебедевым как с бывшим провластным активистом. Лебедев был пресс-секретарем прокремлевского молодежного движения «Идущие вместе». «Он несколько раз переходил из одной организации в другую, и у них, по-видимому, есть иллюзии, что это человек, на которого можно влиять и с которым возможны какие-нибудь сделки», — заметил Пономарев.
Депутат-единоросс Александр Сидякин заявил «Газете.Ru»: «Арест Удальцова вызовет какой-то скандал, конечно же, взрыв информационный. Может быть, (следствие) от этого отталкивается». В то же время парламентарий «думает, что неправильно» комментировать действия следствия.
Дело по статье «приготовление к массовым беспорядкам» в отношении Сергея Удальцова, Леонида Развозжаева и Константина Лебедева было возбуждено после показа на НТВ фильма «Анатомия протеста-2» 5 октября. Авторы передачи обвинили оппозиционеров в подготовке госпереворота на деньги из-за рубежа.
Леонид Развозжаев при до сих пор не выясненных обстоятельствах исчез в Киеве неделю назад, сразу после подачи заявления о предоставлении статуса беженца в Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. В минувшее воскресенье он объявился в Басманном суде, куда был доставлен, по версии СК, после явки с повинной. Он был арестован на два месяца. На выходе из суда он успел крикнуть, что его похитили на Украине и два дня до появления в Москве пытали. Он своих признательных показаний Развозжаев, которому наконец удалось встретиться с правозащитниками и адвокатами, отказался в четверг. Константин Лебедев был арестован неделю назад в Москве.