Исход голосования в парламент Грузии перевернул с ног на голову расклад политических сил. Во вторник действующий президент Михаил Саакашвили перешел в оппозицию, а его противник Бидзина Иванишвили, до середины дня еще бывший лидером оппозиционной коалиции «Грузинская мечта», пока еще неофициально стал лидером парламентского большинства. В 16.00, после многократных переносов, он дал свою первую пресс-конференцию как лидер партии-победителя и возможный будущий премьер-министр.
В душном зале штаба коалиции в центре Тбилиси Иванишвили после суток молчания наконец уверенно заявил, что объединенная им коалиция получит в парламенте, даже по самым пессимистичным прогнозам, не менее 90 мест из 150.
Некоторые оценки еще благоприятнее «мечтателям» — 97 мест, что, правда, меньше представительства партии Саакашвили «Единое национальное движение» в нынешнем созыве парламента. Команда действующего президента опирается на большинство в 119 депутатских мандатов.
Говоря о размерах своего парламентского большинстве, Иванишвили признался, что основывает свои выводы на данных exit-poll. К тому моменту ЦИК подсчитал 47,9% протоколов избирательных участков.
На этом этапе «мечтатели» обходят «националов» на 13%: соотношение 54,1% к 41,03% в пользу противников Саакашвили.
Несмотря на фактическую победу Иванишвили, еще год назад нелюдимый меценат не демонстрировал радости.
Иванишвили с утомленной улыбкой пробовал себя в новой роли лидера правящей партии. Он был немногословен и старался уходить от прямых ответов и не делать резких заявлений.
Так, он не ответил, кто станет спикером парламента, лишь намекнув, что бывший футболист и первый номер в избирательном списке коалиции Каха Каладзе может и не возглавить парламент. «То, что Каладзе шел первым номером, не значит, что он будет председателем парламента, и сейчас я не могу сказать, кто будет председателем парламента», — сказал Иванишвили.
Вероятный будущий премьер также не говорит, кто может войти в состав его кабинета. Формирование нового правительства станет основной задачей парламента, который соберется на первое заседание в новом созыве 20 октября.
«Мы должны обсудить этот вопрос в нашей команде и потом сообщим вам об этом», — сказал миллиардер. Еще накануне миллиардер с состоянием $5,5 млрд, по данным Forbes, не исключил, что его коалиция в парламенте разделится на несколько фракций, фактически признав, что собранные им под антисаакашвилиевскими лозунгами политические силы мало что объединяет, кроме борьбы с нынешним президентом.
Одно Иванишвили сказал точно: команде Саакашвили в правительстве места не будет, особенно действующему премьеру Вано Мерабишвили, в прошлом главе МВД, проведшему реформу полиции.
«Ни Вано Мерабишвили, ни члены правительства не попадут в наше правительство», — заявил Иванишвили.
Но звонок Саакашвили все-таки возможен. Во вторник делегация американского сената, отправившаяся понаблюдать за выборами в Грузии, предложила лидеру «мечтателей» наладить контакт с президентом. «Сегодня я воздержался от этого, хотя в будущем такая возможность есть, и мы намерены сотрудничать, главное, чтобы это смог (сделать) Саакашвили, у меня таких проблем нет», — сказал он.
Иванишвили посоветовал Саакашвили уйти в отставку и провести внеочередные президентские выборы.
«Это бы сохранило ему лицо», — сказал лидер оппозиции, добавив, что «есть пути вынудить его это сделать, но будет лучше, если сделает это сам». Иванишвили не только посягнул на полномочия Саакашвили, но объявил о намерении закрыть главный проект Саакашвили за последний год — «город мечты» Лазика. Лазика строится поблизости с границей Абхазии, на вековых болотах Колхидского парка. По идее Саакашвили, город должен был стать бизнес-центром региона и морским портом. Но многие экологи и экономисты идею раскритиковали, назвав ее «сумасшедшей». «Для кого или для чего должен быть построен этот город? Где средства на это?» — вопрошал олигарх, назвав президентскую затею «прихотью».
Зато новый лидер власти обещал не мстить «националам», чиновникам, полицейским и прокурорам. Реагируя на многочисленные требования покарать виновных в пытках в Глданской тюрьме, Иванишили пообещал уволить из тюрем виновных в насилии над заключенными и заменить их сотрудниками патрульной службы. Также Иванишвили потребовал освободить политических заключенных, в том числе тестя его соратника Ираклия Гарибашвили: Тамаз Тамазашвили был арестован за незаконное владение оружием вскоре после прихода Иванишвили в большую политику в октябре прошлого года.
Иванишвили с готовностью отвечал на беспокоивший российских и грузинских журналистов вопрос о сближении с Россией, но так и не сказал ничего конкретного. Он намерен возобновить дружеские отношения с Россией. Об этом Иванишвили говорил «Газете.Ru» еще накануне.
Будущий премьер не знает, как будет совмещать курс на интеграцию в НАТО и возобновление отношений с Россией.
Для Грузии оба курса стратегически важны, дал понять он. Иванишвили отметил в ходе пресс-конференции, что стратегия Грузии по евроинтеграции и вступлению в НАТО ни в коем случае не будет изменена. «Мы, конечно же, хотим иметь стратегических партнеров, в том числе и США, но мы хотим хороших отношении с соседями, так как добрососедская политика — это наш приоритет», — отметил он.
В то же время лидер коалиции откажется от категоричной линии Саакашвили по отношению к российским властям. «Это была ошибочная политика, и мы намерены стать региональным игроком и наладить отношения с соседями, в том числе и с Россией», — подчеркнул он. По словам Иванишвили, соблюсти баланс между НАТО и Россией «сложно, но не невозможно». Как он заявил, ему никто не звонил из Кремля и Белого дома с поздравлениями: политик словно отвечал на распространившиеся по Грузии не без помощи штаба Саакашвили слухи о том, что он является куда большим другом Москвы, чем хотел бы сам показать. Реакция Москвы на события в Грузии действительно, была скупой. «По предварительным данным, насколько мы можем понять, выбор большинства населения не в пользу действующей власти. Будем ждать официальных итогов», — прокомментировал результаты выборов пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков.