Госсекретарь США Хиллари Клинтон на встрече с Мохаммедом Мурси, недавно избранным на пост президента Египта, заявила о готовности оказывать Египту финансовую поддержку в том случае, если новое руководство страны будет придерживаться демократического курса. Прилетевшая в столицу Египта в субботу, Клинтон впервые встретилась с Мурси, бывшим лидером исламистского движения «Братья-мусульмане», которых американцы на протяжении десятилетий считали террористической организацией, ставя в один ряд с «Аль-Каидой (организация запрещена в России)» и «Талибаном (организация запрещена в России)».
Сейчас у Вашингтона вопросов к легитимности Мурси и то ли работающего, то ли распущенного египетского парламента, где мусульманские ортодоксы и фундаменталисты располагают более чем двумя третями мест, нет. Клинтон выразила уверенность в том, что египтяне должны получить правительство, за которое голосовали. Также она заявила, что общие стратегические интересы двух стран важнее, чем различия во мнениях. Говоря о финансовой поддержке, Клинтон отметила, что США готовы предоставить Египту кредиты на сумму около $250 млн, а также инвестиции в экономику страны в размере $60 млн.
На прошедшей встрече госсекретарь США заявила: «Мы хотим быть хорошими партнерами. Мы хотим поддержать демократию, которая была достигнута благодаря мужеству египетского народа и его готовности идти на жертвы». Кроме того, Клинтон напомнила новому президенту о его обещании защищать права всех египтян, в том числе женщин и представителей религиозных меньшинств, а также о необходимости соблюдать мирный договор с Израилем.
Во время торжественной речи на церемонии открытия нового здания Генконсульства США в Александрии Клинтон отметила, что «США не заинтересованы выбирать победителей и побежденных в Египте», даже если бы они были в состоянии это делать. Помимо этого в рамках официального визита в Египет Клинтон встретилась с фельдмаршалом Мохаммедом Хуссейном Тантауи, главой Высшего военного совета, который на протяжении более чем года после падения режима Хосни Мубарака держал власть в стране, сначала объединившись с исламскими радикалами в борьбе с прозападными либералами, а затем поведя борьбу за сохранение контроля над армией и судами у крепнущих исламистов. В разговоре с фельдмаршалом Тантауи она заявила, что египетские вооруженные силы должны вернуться к выполнению «исключительно военных функций».
Как отмечают эксперты, еще несколько лет назад такая встреча была бы невозможна, так как прежняя глава Госдепа США Кондолиза Райс говорила, что Соединенные Штаты никогда не станут сотрудничать с «Братьями-мусульманами». Вашингтон, однако, смотрит на вещи реалистично: смирился с мыслью, что во главе Египта оказался исламист, и хочет добиться максимально положительного результата в этой ситуации.
Стоит отметить, что режим Мубарака получал финансирование от США на протяжении последних десятилетий, что сам Вашингтон объяснял ролью Египта в мировом сообществе, и в арабском регионе в частности. Клинтон прокомментировала эту ситуацию и отметила, что США проявляют беспокойство в связи с нестабильным положением в регионе и борьба между военным и гражданским правительством может помешать переходу Египта к демократическому строю. Однако помимо этого госсекретарь заявила, что Египет, ставший первым арабским государством, подписавшим мирный договор с Израилем, может стать гарантом мира на Ближнем Востоке: «Более трех десятилетий назад Египет и Израиль подписали договор, благодаря которому выросло поколение, которое не было вынуждено воевать. Мы можем и далее опираться на этот фундамент для достижения мира на Ближнем Востоке».
Визит Клинтон в Каир был несколько омрачен протестами противников «Братьев-мусульман» (организация запрещена в России), негодовавшими против благожелательного отношения к ним администрации США. Протестующие обвинили Клинтон в заключении стратегического альянса с исламистами: по их мнению, финансовая помощь контролируемому радикалами государству противоречит интересам религиозных меньшинств, выступающих за светский строй. По сообщениям египетских СМИ, главные улицы Каира были заблокированы в субботу вечером. В центр города вышли около двух тысяч человек. Участники акции протеста забросали кортеж Клинтон помидорами и кричали ей вслед: «Клинтон, убирайся!» и «Моника! Моника!», намекая на сексуальный скандал 1998 года, когда ее муж, тогдашний президент США Билл Клинтон признал, что у него была сексуальная связь с практиканткой из Белого дома Моникой Левински.