В Москве прошла традиционная акция в защиту 31-й статьи Конституции о свободе собраний — на этот раз только несанкционированная властями. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, обычно получающая согласие столичных властей на проведение акции на Триумфальной площади, теперь проводит акции в другие дни месяца.
Первыми на перекрытой Триумфальной появились оппозиционные лидеры Илья Яшин, Сергей Удальцов и Константин Косякин, для которых акции обычно заканчиваются оперативным задержанием. На это раз они также были задержаны первыми, не успев произнести даже пары реплик в телекамеры.
Они успели только собрать вокруг себя пару колец журналистов, что несколько усложнило работу ОМОНа, которому пришлось расталкивать телеоператоров, чтобы добраться до оппозиционеров.
Вскоре после задержания Яшина, Косякина и Удальцова к площади подъехал еще один завсегдатай акции в защиту 31-й статьи Конституции — писатель, лидер запрещенной НБП (организация запрещена в России) Эдуард Лимонов. Он едва успел вылезти из своих «Жигулей», как оказался в милицейском автобусе. Вместе с ним был задержан охранник, сообщил потом «Газете.Ru» пресс-секретарь Лимонова Александр Аверин.
Еще один традиционный участник акции на Триумфальной, сопредседатель «Солидарности» Борис Немцов на этот раз был в Нижнем Новгороде. Он пришел на нижегородскую акцию «Стратегии-31» вместе с матерью и подписал несколько экземпляров своей книги «Путин. Итоги», нижегородская полиция не стала его задерживать.
«За последнее время все так переругались, что непонятно, сколько человек придут и что они тут будут делать», — посетовал в разговоре «Газете.Ru» один из участников акции на Триумфальной. Манифестанты и правда плохо подготовились — в толпе не было видно ни флагов, ни плакатов. У нескольких человек на одежду были приколоты черные значки с цифрой 31, а молодая девушка написала на своей черной футболке красной краской «Путин. Лыжи. Магадан». Эта компания довольно быстро перемешалась с обычными прохожими.
Идти им было некуда, только фланировать туда-обратно по пешеходному переходу вдоль Тверской улицы. Причем движение по этому переходу какое-то время было реверсивным: 5 минут полиция пускала по нему людей в одну сторону, 5 — в другую. Тех, кто не успевал, грубо толкали вперед. «У них жен нет, вот они нас и лапают!» — громко жаловалась на полицейских дама за сорок.
«Свободу!» — внезапно начала скандировать небольшая группа оппозиционеров на переходе, однако хватило их ненадолго. Менее чем за полчаса правоохранителям удалось почти полностью очистить площадь от тех оппозиционеров, которые себя хоть как-то обнаружили. Зевак, не участвующих в акции, выдавливали с площади по импровизированным, построенным из металлических ограждений коридорам. Но и среди них оказывались митингующие: на пересечении с Брестской улицей полиция обнаружила брак в работе и отправила в полицейский автобус интеллигентного вида молодого мужчину в офисной рубашке, но со значком «31» на кармане, за ним последовала молодая активистка «Солидарности».
«Позор!» — закричали было оставшиеся, но их оперативно впечатали в пивной ларек в начале Брестской, и они умолкли.
В это время на противоположной стороне улицы собиралась небольшая группа людей, состоящая из защитников Химкинского леса и представителей «Свободных радикалов» под руководством Сергея Константинова. Они попробовали провести небольшое шествие, скандируя «Свободу!». Но успели пройти всего метров 10: полицейские оперативно повалили всех на асфальт, а потом по одному куда-то понесли. Эффектнее всех сопротивлялся Константинов — он голосил, пока его не унесли за пределы видимости журналистов.
Еще одну небольшую акцию удалось провести нацболам. Стоя на тротуаре на Тверской-Ямской, между журналистами и ОМОНом, они подбросили вверх пачку листовок под заголовком «Выборы без оппозиции — преступление!». «Мы убедились: режим, находящийся у власти, воспринимает право граждан на свободу собраний как величайшую для себя опасность», — говорилось в них. Лимоновцы напоминали, что «целый ряд оппозиционных партий — таких как «Другая Россия», «Рот Фронт», «Родина: здравый смысл» — не были зарегистрированы Минюстом». «Таким образом, предстоящие выборы в Госдуму уже не легитимны. Властью уже совершено политическое преступление», — констатируют оппозиционеры.
Бросались листовками они недолго. «Всех дави, дедушек не трогай», — скомандовал омоновский командир подчиненным, и те под прицелом фотокамер в телефонах поваров соседнего ресторана начали выдавливать участников митинга подальше от Триумфальной.
Спустя два часа площадь покинули не только оппозиция, но и ОМОН.
Всего в этот день на Триумфально были задержаны, по данным ГУВД, 26 человек. Оппозиционных лидеров обвинили в участии в несанкционированном митинге и вручили им повестки в суд. Им грозит штраф.