Ливийская авиация в пятницу нанесла ракетно-бомбовый удар по контролируемой повстанцами военной базе Хание в пригороде Адждабии, сообщает Reuters со ссылкой на официальных лиц революционного правительства. Атака не принесла ожидаемого правительственными силами результата: арсеналы, на которых складирован значительный объем вооружений, остались целыми.
«Мы сидели здесь, услышали пролетающий самолет, затем был взрыв, земля затряслась. Но ракеты упали за стенами базы», — рассказал журналистам Хасан Фарадж, охраняющий оружейный арсенал повстанческой армии.
Хание — одна из крупнейших военных баз, попавших под контроль восставших. На ее территории находятся 35 бункеров, а всего, по некоторым данным, там складировано 10 тыс. тонн боеприпасов.
Предыдущее наступление на позиции повстанцев, предпринятое силами Каддафи в среду, провалилось. Территория вокруг города Эль-Бурайка (на ливийском диалекте арабского — Брега. — «Газета.Ru») была освобождена несколько часов спустя после того, как правительственные войска заняли район морского порта Марса-Брега и местного аэропорта. В ходе боев погибли не менее 14 добровольцев отрядов самообороны и мирных жителей, в том числе 13-летний подросток.
Как отмечают иностранные корреспонденты,
победа под Эль-Бурайкой стала переломным психологическим моментом для повстанческой добровольческой армии. Застигнутые врасплох, они смогли отбить регулярные армейские части. В район Адждабии стягиваются все новые подразделения добровольцев.
В настоящее время повстанческие группировки продвинулись на юго-запад, заняв район Карьят-Башир (Бишр), и готовятся к наступлению на потерянный ими на днях стратегический район Рас-Лануф, где находятся крупнейшие нефтеперегонные заводы.
Эль-Бурайка и Адждабия подвергаются ракетному обстрелу третий день подряд. Однако, как отмечают наблюдатели, ливийские пилоты отчего-то все время промахиваются мимо очевидных целей — возможно, из-за нежелания убивать соотечественников.
Повстанческое правительство во главе с экс-министром юстиции Мустафой Мохаммадом Абделем Джалилем продолжает требовать от международного сообщества создания в небе над Ливией зоны, запретной для полетов.
От переговоров при посредничестве Венесуэлы или других «друзей Каддафи» Национальный совет переходного периода, созданный в Бенгази, отказывается. Помощник главы совета Абделя Джалиля Ахмед Джабрил заявил Reuters, что разговор может идти только о том, «как Каддафи собирается покинуть страну или отойти от дел, чтобы мы могли сохранить жизни»: «Больше нам не о чем переговариваться».
Пробовать свои силы в качестве посредника в переговорах ранее отказалась Франция.
Международное сообщество идти на открытое военное вмешательство пока не рискует. Пентагон остановился на том, чтобы перебросить в Средиземное море группировку из нескольких кораблей, в том числе двух универсальных десантных судов. Как заявил глава американского минобороны Роберт Гейтс, разговоры о создании зоны, запретной для полетов, не должны напоминать болтовню.
Запретная зона будет устанавливаться путем атаки на Ливию и уничтожения ее ПВО. Союзники Вашингтона вроде бы не против такого варианта, но в отсутствие единодушия между постоянными членами Совбеза (Россия и КНР ясно дали понять, что за такую резолюцию не проголосуют) без санкции ООН действовать не решаются. Продолжается дипломатическое давление: впервые с требованием отставки Каддафи выступил лично президент США Барак Обама.
«Насилие должно быть прекращено. Муамар Каддафи утратил легитимность власти и должен уйти», — заявил глава Белого дома в четверг на совместной пресс-конференции со своим мексиканским коллегой Фелипе Кальдероном.
Статус Каддафи как мирового парии подтверждают редкие голоса в его защиту: в пятницу лидер кубинской революции Фидель Кастро выступил в поддержку давнего соратника по антиимпериалистической борьбе с газетной колонкой. А пока против Каддафи и его окружения готовится выдвинуть обвинения Международный уголовный суд в Гааге. Его главный прокурор Луис Морено-Окампо заявил в четверг журналистам, что его аппарат «идентифицировал некоторых лиц» в ливийском правительстве, «руководивших силами безопасности и совершавших преступления». «Это Муамар Каддафи, его ближайший круг, включающий сыновей, которые осуществляли фактическую власть. Есть также лица, наделенные формальными полномочиями, но которые должны были обращать внимание на преступления, совершаемыми их людьми», — заявил прокурор.