В случае возникновения военной угрозы для народа Нагорного Карабаха Россия будет действовать в рамках возможностей, которые есть у членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Об этом президент Дмитрий Медведев заявил на пресс-конференции по итогам переговоров с армянским лидером Сержем Саргсяном. У российского президента спросили, что Москва будет делать, если в Нагорном Карабахе произойдут события, аналогичный югоосетинскому конфликту, произошедшему в августе 2008 года.
Тема урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе постоянно поднимается во время переговоров Москвы, Еревана и Баку, поскольку Россия ― один из членов Минской группы мирных переговорщиков и регулярно устраивает трехсторонние встречи. «Эта работа и с Арменией, и с Азербайджаном будет продолжена, даже несмотря на те трудности, которые возникают, иногда избыточная эмоциональность некоторых заявлений, которые делаются. Потому что я считаю, что для России очень важно, чтобы в регионе был мир», ― продолжил российский президент. «Задача России как крупнейшего государства в регионе заключается в поддержании мира и правопорядка. У нас есть и свои обязанности, которые мы имеем с членами ОДКБ.
«Армения является одним из участников ОДКБ, а все остальное основано на нашем договоре. Там все обязательства и возможности, которые располагают страны, входящие в ОДКБ», ― сказал российский президент. Он заверил, что Москва «очень серьезно относится к своим союзным обязательствам».
В ОДКБ, неформальный саммит которой начинается в пятницу вечером в Ереване, входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Азербайджан в ОДКБ не входит. В соответствии со ст. 4 участники организации могут оказывать военную помощь в случае, если члены ОДКБ признали факт агрессии в отношении одного из них.
Но, по мнению экспертов, заявление Медведева не означает, что Россия вмешается в военный конфликт на стороне Армении, в случае если Азербайджан попытается вернуть контроль над Нагорным Карабахом. «Президент дал один из самых дипломатичных ответов, что можно было услышать от главы российского государства за последние года два, ― уверен глава центр по изучению СНГ в МГУ Алексей Власов. ― Несомненно, это домашняя заготовка».
Решения в ОДКБ принимаются консенсусным путем. «Если, допустим, Армения заявит об агрессии со стороны Азербайджана, то совсем нет гарантий, что военные действия признают за агрессию Казахстан или Белоруссия. Медведев сослался на организацию, которая в кризисных ситуациях не знает, как будет поступать», ― считает эксперт.
Это уже продемонстрировала история с бездействием ОДКБ в случае волнений в Киргизии, когда все страны ― члены военного союза фактически посчитали это внутренним делом Бишкека. Разбираться с Нагорным Карабахом России придется, исходя не из гарантий Армении, а из своих ситуативных интересов, считает эксперт.
«Если лидер выступает в какой-то столице, это еще не означает, что его долговременная позиция солидарна с этой столицей», ― соглашается с прагматизмом Медведева азербайджанский политолог Расим Мусабеков. В случае возобновления военных действий на территории Нагорного Карабаха Москва окажет Еревану «скромную поддержку заявлениями». На самом деле Армении, «спекулирующей на вопросах своей безопасности», от Москвы потребовалось символическое ручательство, заявил аналитик «Газете.Ru». Для Москвы стратегически важным является поддерживать баланс в отношениях с Ереваном и Баку. «Нагорный Карабах ― не самый первый вопрос, который стоит перед российской дипломатией в Закавказье», утверждает Власов.
Ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что срыв переговоров повысит вероятность решения конфликта военным путем. Однако он оговорил, что сейчас переговоры находятся на решающем этапе.
Россия одновременно взяла на себя обязанность по совместному обеспечению военной безопасности Армении. Это должно скорректировать впечатление от объявленной было продаже двух дивизионов ракетных комплексов С-300 Азербайджану, считает Власов.
В конце июля источники в оборонной отрасли активно заговорили, что «Рособоронэкспорт» подписал контракт на поставку в Азербайджан двух ракетных дивизионов стоимостью не менее $300 млн, что стало бы самой дорогой единичной закупкой новой военной техники для всех постсоветских республик. На официальном уровне эта информация была опровергнута. Зато С-300 оснащена российская база в армянском Гюмри.
«Российская сторона взяла на себя обязательство по совместному обеспечению военной безопасности Республики Армения и, соответственно, оснащению наших вооруженных сил современными видами вооружений», ― заявил Саргсян. В пятницу был подписан протокол о продлении сроков действия межгосударственного договора о 102-й российской военной базе в Гюмри до 2044 года. Срок действия договора будет автоматически продлеваться на следующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон не уведомит письменно другую сторону не менее чем за 6 месяцев о выходе из договора. В документе меняется только один пункт ― о продлении срока существования базы до 49 лет, пояснил журналистам министр обороны России Анатолий Сердюков. «Что касается функций российской военной базы, то в договоре есть статья, которая сохраняет свою силу и определяет, что функции и места дислокации российских военнослужащих определяются по согласованию между сторонами», ― сказал журналистам министр иностранных дел России Сергей Лавров.
«База в Гюмри и так должна была существовать как минимум еще пять лет, ― напоминает Расимов. ― Безотлагательной необходимости продлевать сроки договора не была. Вопрос в том, как будет себя вести Россия, когда в следующем году будет обсуждаться вопрос о радиолокационной станции в азербайджанской Габале, где вопрос стоит так: или договор перезаключается, или военнослужащие эвакуируются». Закавказская политика России будет уточняться и дальше. Уже в сентябре Медведев отправится в Баку, а в конце года состоится саммит ОБСЕ, на котором будет обсуждаться ход нагорно-карабахского урегулирования.