<1>Несистемная оппозиция в воскресенье провела в Москве сразу две акции: сначала с драками прорвалась на Садовое кольцо и прошла по нему маршем, а затем пыталась митинговать на Триумфальной площади.
Километр протеста
Первая акция была совершенно секретной. Настолько, что о ней ничего не знал даже сопредседатель «Солидарности» Борис Немцов. Около 40 участников этого движения решили устроить несанкционированный марш на одной из столичных улиц, для чего договорились в 16.00 небольшими группами встретиться на разных станциях московского метро. Одной из таких станций стала «Парк культуры»-кольцевая.
Правда, конспиративный план в какой-то момент оказался не секретом для ГУВД: на выходе со станции оппозиционеров караулили два автозака, а на платформе скопилось чересчур большое даже для московского метро число людей в милицейской форме.
Впрочем, члены «Солидарности», которых на этой станции набралось не более десяти, были неотличимы от обычных пассажиров и на выход в автозаки не собирались. Вскоре по команде координатора шепотом: «На «Павелецкой» через пятнадцать минут!» они уехали, оставив неравные силы ГУВД с носом. На «Павелецкой» был только один несчастный милиционер, но в итоге пропал и он. Зато полностью уйти от противника «несогласным» не удалось. Внезапно на станции, куда приехали и другие группы «Солидарности», появилось около двадцати молодых людей в масках, предположительно членов одного из прокремлевских движений.
Кавалерийским наскоком они набросились на двоих членов оппозиции и одного случайного прохожего и принялись лупить их пластмассовыми прутьями.
Некоторые из членов «Солидарности» стали жать на большую красную кнопку экстренной помощи, какие стоят на всех станциях метро, но это было совершенно безнадежно. По спине принесенной им же удочкой досталось члену политсовета столичного отделения «Солидарности» Константину Янкаускасу. Ногами по лицу избили активиста «Мы» Леонида Николаева. Больше всего пострадал случайный пассажир метро: лицо у молодого человека, которому вряд ли больше двадцати, было все в крови. Атаковавшие так же внезапно, как и появились, исчезли.
Потрепанные члены «Солидарности», которых теперь было 35–40, отправились на улицу, где почти сразу же беспрепятственно вышли на Садовое кольцо. Здесь они развернули транспарант «Верните свободу собраний» и маршем отправились в сторону метро «Серпуховская» с криками «Нам нужна «Другая Россия» и «Свободу собраний». Кто-то из участников зажег файеры. Боевым шагом оппозиционерам удалось пройти около километра, после чего их догнала случайно оказавшаяся машина ДПС и милицейский микроавтобус «Газель». Кто-то крикнул: «Милицейская машина», — и несогласные моментально рассыпались в разные стороны. В итоге в ОВД оказались четыре человека, не успевшие скрыться в переулках.
Милицейские забавы
Акцию на Триумфальной площади тоже никто не разрешал, но о ней оппозиционеры сообщали заранее. На этот раз оппозиционеры пришли с бейджиками «31 статья Конституции» — о свободе собраний. Этот митинг мэрия запретила под предлогом проведения у памятника Маяковскому неких «зимних забав». Выглядело это и впрямь забавно, потому что на площади стояли три палатки, зимний плакатик и ничего не происходило вообще. Зато охраняли «забавы» десятки милицейских автобусов и до двухсот сотрудников 2-го оперативного полка милиции.
Немцов добрался до площади на машине. «Без бабушки не пойду», — объяснил он корреспонденту «Газеты.Ru» на подступах к Триумфальной. «Бабушкой» в несистемной оппозиции зовут легендарную правозащитницу Людмилу Алексееву. Когда приехала Алексеева, ее под руки подхватили Немцов и правозащитник Валерий Борщев и повели вперед даже не как пожилого человека, а как талисман или знамя.
Появление Алексеевой было началом акции. На площади в этот момент началась настоящая давка, потому что часть милиционеров брала оппозицию в кольца, а их сослуживцы невозмутимо кричали в мегафон «Не мешайте проходу граждан!».
Оказавшимся в окружении «несогласным» казалось, что над ними издеваются, потому что пройти не могли как раз они сами.
Немцов с Алексеевой сумели каким-то образом протиснуться вглубь, после чего их нашел в толпе начальник пресс-службы ГУВД Виктор Бирюков. Они и журналист Валерий Панюшкин долго общались в кольце из обычных оппозиционеров, которых по одному выдергивала милиция. Казалось, что находящимся под защитой улыбчивого Бирюкова оппозиционерам ничего не мешает, но вскоре милиционеры начали теснить даже главу собственной пресс-службы. Немцова задержали, Алексееву с Панюшкиным пощадили. Были пойманы соратники Немцова по «Солидарности» Илья Яшин и Роман Доброхотов, председатель правления «Мемориала» Олег Орлов и лидер движения «За права человека» Лев Пономарев. Где-то у входа на станцию метро «Маяковская» задержали Эдуарда Лимонова.
В этот раз ГУВД снова применило тактику, впервые опробованную 31 декабря. Протестующих разбили на примерно равные квадраты, которые милиционеры взяли в цепи и никуда не пускали. Несогласные начинали скандировать «Россия без Путина» или «Конституция!» и тогда милиция выхватывала самых активных и уводила в автобусы. Тут же, впрочем, находились новые заводилы и все повторялось.
Пока продолжались задержания, Виктор Бирюков убеждал журналистов, что «зимние забавы закончились», все оппозиционеры «домой собрались, вот и Алексеева уехала». Как рядовому милиционеру отличить «несогласного» от прохожего, идущего в Театр сатиры или в Концертный зал им. П.И. Чайковского, Бирюков пояснять не стал, признав, что при задержаниях есть «большая вероятность ошибки». Прохожие эти испуганно жались по стенам и в сопровождении «несогласных» с трудом добирались до входа на «Маяковскую», где милиция их грубо заталкивала внутрь вестибюля.
Оппозиционеры кричали про Путина, но вообще ничего не говорили про Медведева. Такого персонажа не было на митинге ни в плохом, ни в хорошем смысле. «Людей действительно стало больше, не меньше пятисот», — поделилась с «Газетой.Ru» бывший исполнительный директор ОГФ Марина Литвинович. «Да и семьсот есть», — воодушевилась ее соратница. Впрочем, людей и вправду было больше, чем на прежних акциях в честь 31 числа.
Вскоре число задержанных достигло 110 (по оценкам «Солидарности» — 140), и их стали развозить по отделениям.
В этот момент под один из автобусов бросились несколько оппозиционеров и заблокировали его проезд. Освобождать автобус с пойманными членами оппозиции пришлось дополнительному отряду милиционеров. Всех задержанных развезли по десяти центральным ОВД. Например, Немцова с Яшиным отвезли в ОВД «Тверское». Всем им, включая лидеров оппозиции, предъявлено обвинение по статье 20.2 КоАП — «Участие в несанкционированном митинге» (штраф 500 рублей). Суд у большинства назначен на 4 февраля.