В среду украинская компания Research&Branding Group обнародовала результаты соцопроса, посвященного предстоящим президентским выборам. По данным компании, наибольшие шансы стать лидером гонки остаются у лидера оппозиционной Партии регионов Виктора Януковича: о намерении проголосовать за него заявили 33,3% опрошенных.
Результат действующего премьер-министра Юлии Тимошенко ровно в два раза меньше: ее готовы поддержать 16,6% респондентов.
Результаты следующих за лидерами Сергея Тигипко и Арсения Яценюка гораздо ниже — 7,4% и 6,7% соответственно.
Как утверждают социологи, в случае проведения второго тура разрыв между Тимошенко и Януковичем сохраняется. Лидера оппозиции готовы поддержать 46,7% опрошенных, премьер-министра — 30%.
Против всех в этом случае обещают проголосовать 13,2% респондентов.
Следует отметить, что компания Research&Branding, принадлежащая украинскому миллиардеру Ринату Ахметову, проводит соцопросы по заказу штаба Виктора Януковича. Между тем украинские политологи склонны верить результатам их исследований. «Их рейтингам можно доверять. Я лично знаю Евгения Копатько (руководитель социологического направления в Research&Branding. — «Газета.Ru».), и я уверен, что эти социологи делают свою работу добросовестно», — заявил «Газете.Ru» директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. «Да, Research&Branding Group подозревают в близости к Партии регионов. Но для руководителей этой службы важна профессиональная репутация. Они не захотят, чтобы в будущем их обвиняли в заангажированности», — соглашается с ним глава Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
О резком увеличении разрыва между рейтинговыми показателями Тимошенко и Януковича за последние месяц--полтора свидетельствуют также исследования социологических контор, равноудаленных от основных кандидатов. К примеру, опросы компании «TNS-Украина» с начала осени показывали 5–6-процентный разрыв между рейтингами лидеров. В октябре казалось даже, что премьер-министр начала догонять своего главного конкурента. Но затем динамика изменилась на противоположную: последние рейтинги TNS, опубликованные в конце ноября, показали 27,3% у Януковича против 17,4% у Тимошенко.
Похожие данные публикует Институт социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины, зафиксировавший медленный рост популярности Юлии Тимошенко в октябре и начале ноября, а во второй половине ноября — резкое падение. Итоги соцопроса, обнародованного этой компанией в начале декабря, — 30,9% за Януковича и 18% за Тимошенко.
Стоит отметить, что авторитетный Центр социологических и политических исследований «Социс», который на этих выборах проводит исследования по заказу штаба Юлии Тимошенко, перестал публиковать свои исследования с средины октября — как раз после того, как динамика рейтингов стала невыгодной для действующего премьера.
Победу Виктора Януковича прогнозируют не только социологи, но и букмекеры. Политический тотализатор довольно популярен на Украине: в последние годы практически все крупные букмекерские конторы принимали ставки на результаты парламентских и президентских выборов. Правда, перед выборами 2010 года азартные украинские избиратели могут поставить деньги на победу любимого кандидата лишь в интернете: ранее Верховная рада приняла закон о закрытии всех зарегистрированных на Украине игорных заведений, в том числе букмекерских контор.
Предвыборные ставки принимает, в частности, одно из крупнейших европейских букмекерских агентств — Bwin. На победу Юлии Тимошенко можно поставить с высоким коэффициентом 1:2.07 (то есть с низкой вероятностью выигрыша). На Януковича же ставки принимаются с коэффициентом 1:1.67.
Еще одной национальной особенностью Украины на всех предыдущих выборах считалось обилие фальшивых соцопросов, якобы проведенных фирмами-однодневками и появлявшихся в СМИ незадолго до дня голосования. В ходе нынешней кампании такая псевдосоциология появляется намного реже. «Теперь штабы заказывают социологию в авторитетных организациях. С одной стороны, «однодневки» доказали свою неэффективность, с другой — сказывается дефицит финансирования», — считает Александр Черненко, глава правления Комитета избирателей Украины. Его оптимизм разделяют не все эксперты. Ирина Бекешкина, научный руководитель фонда «Демократические инициативы», считает, что фальшивая социология еще вернется на Украину. «Разгул будет полный! Особенно, я думаю, это будет в последние две недели, когда по закону нельзя будет обнародовать данные социологических исследований. Тогда сведения будут обнародоваться через интернет, и в основном это будут фальсифицированные данные», — уверена Бекешкина.
«Разгромные» для Юлии Тимошенко результаты соцопросов не означают, что итог выборов предопределен. Дело в том, что значительная часть украинских избирателей отказывается принимать участие в соцопросах. Президент близкого к Тимошенко «Социса» утверждает, что его интервьюеры регистрируют отказы приблизительно 60% респондентов. «Именно в этой группе 'недосягаемых' и есть скрытый потенциал», — уверен социолог. В штабе Блока Юлии Тимошенко уверены, что среди «отказников» высокий процент их сторонников. Штабисты напоминают, что на всех парламентских выборах с участием БЮТ (2002, 2006, 2007 года) эта политическая сила делала значительный рейтинговый рывок за одну--две недели до дня голосования и набирала гораздо больше, чем прогнозировали социологи.
Между тем большинство украинских политических экспертов считают, что премьер-министру не удастся повторить достижения прошлых лет. Во время всех предыдущих выборов она действовала в оппозиции, а оппозиционеру всегда легче завоевать доверие избирателя: для этого достаточно убедительно критиковать власть. «Да, Тимошенко еще может совершить рейтинговый рывок, но не такой масштабный, как это было раньше. Сейчас, занимая пост премьера, она вынуждена отчитываться за ошибки правительства, — убеждает политолог Карасев. — Я ожидаю, что на выборах 2010 года скрытый электорат пойдет к другим участникам гонки — к коммунистам и к Виктору Ющенко. Это поясняется просто: люди стесняются признаться при соцопросах, что поддерживают компартию или что намерены голосовать за непопулярного действующего президента».