День «оранжевой революции» на Украине имеет официальный статус. Осенью 2005 года в преддверии первой годовщины Майдана президент Ющенко подписал указ об утверждении 22 ноября нового праздника — Дня свободы. Обсуждалась даже возможность объявления его государственным праздником с внесением соответствующих изменений в конституцию и трудовое законодательство. Но реализовать эти задумки на практике не удалось.
22 ноября не стало ни выходным днем, ни всенародно признанным праздником.
Украинцы отмечали День свободы по-разному. Масштабные торжества состоялись лишь однажды — в 2005 году, на волне свежих воспоминаний о Майдане. Провести праздник в тот год не помешал даже раскол в «оранжевой команде», рассоривший Тимошенко и Ющенко.
Уже в 2006 году традиция прервалась. Бывшие лидеры Майдана окончательно рассорились и распались на несколько противоборствующих групп, а попытки провести какое-то единое празднование неизбежно заканчивались провалом.
В 2009 году Ющенко вновь попытался организовать праздник на общегосударственном уровне, чтобы мобилизовать «свой» электорат в преддверии президентских выборов, назначенных на январь. Но всенародное празднование первой пятилетки революции не состоялось.
В воскресенье днем на майдане Независимости собралось лишь несколько сотен киевлян, перед которыми с наспех сооруженной сцены выступали малоизвестные политики. Мероприятие запомнилось дракой между националистами и коммунистами, после которой правые активисты торжественно сожгли красные флаги, отобранные у противников.
Лидеры революции к народу не вышли — для них было организовано отдельное VIP-празднование Дня свободы. Мероприятие состоялось вечером в «Украинском доме», одном из форпостов революции 2004 года, и транслировалось в прямом эфире общегосударственных телеканалов. Торжество, организованное секретариатом президента, оказалось закрытым для простых смертных — в «Украинский дом» пускали по именным приглашениям. Это вызвало справедливое негодование тех немногих киевлян, кто все-таки собрался на Крещатике по случаю годовщины революции.
Приглашения в «Украинский дом» были разосланы всем ключевым фигурам Майдана, но значительная часть из них, в том числе Тимошенко и все члены ее политической команды, отказались присутствовать на мероприятии, организованном под эгидой президента.
Организовывать свое, отдельное торжество в честь годовщины революции Тимошенко также не стала, что является вполне логичным решениям в рамках ее предвыборной стратегии. Премьер-министр сейчас борется за голоса избирателей юга и востока Украины, где «оранжевый Майдан» не пользуется популярностью. Именно поэтому в обращении к народу по случаю Дня свободы Тимошенко говорила об уважении к участникам не только оранжевого, но и бело-голубого Майдана, собранного в ноябре 2004 года в поддержку Виктора Януковича.
Но кое в чем позиция Ющенко и его бывших соратников совпадает: все они продолжают подчеркивать важность событий 2004 года и с уверенностью заявляют, что, несмотря на массу возникших проблем, революция однозначно изменила Украину к лучшему.
Это подтверждают и результаты экспертного опроса, обнародованного накануне Дня свободы авторитетным киевским фондом «Демократические инициативы». «31 опрошенный эксперт считает последствия событий на Майдане скорее позитивными, пять – скорее негативными», — утверждает Ирина Бекешкина, научный руководитель «Деминициатив».
Практически все эксперты отметили глубокое разочарование действиями (а прежде всего — разрозненностью) «оранжевой» команды. «Очень много обещаний, данных на Майдане, так и остались обещаниями. Очень многие вещи не изменились или даже ухудшились по сравнению с 2004 годом. Пример — ситуация с коррупцией в стране», — поясняет депутат Рады Владимир Арьев, работавший в дни революции журналистом проющенковского «5 канала».
О разочаровании итогами революции на днях впервые заявил даже сам Ющенко. Правда, президент исключил свою вину, возложив всю ответственность на окружавших его непрофессиональных политиков-революционеров. «Мое разочарование такое же, как и ваше, — утверждает лидер «оранжевой революции». — Я тогда был очень наивным. Я думал, что люди, которые стоят за моей спиной на Майдане, будут мыслить так же, как и я. Я думал, что если перенести их с Майдана в кресла чиновников — мы получим украинский прорыв. К сожалению, это не получилось».
Но и Ющенко, и Тимошенко в воскресенье независимо друг от друга заявили о возможности новой цветной революции.
«Если Майдан не добудет свободу – он повторится», — утверждает президент. «Если бы эти события сегодня повторились, я первой вышла бы на майдан. И я знаю, что все те люди, которые сегодня публично каются по поводу своего участия в «оранжевой революции» и говорят, мол, больше никогда и ни за что, также оказались бы там», — вторит ему премьер.
О подготовке к новому Майдану говорит также министр внутренних дел Юрий Луценко — бывший «полевой командир» «оранжевой революции», а ныне соратник премьер-министра. «Я не исключаю, что люди могут пойти на повторение Майдана, и если это потребуется — я не вижу в этом никакой трагедии. Тогда станут актуальными радикальные преобразования», — заявил вчера вечером глава МВД.
Эксперты пока не разделяют оптимизм политиков в данном вопросе. Большинство опрошенных фондом «Деминициативы» не прогнозируют массовых акций протеста по итогам президентских выборов-2010. Соратники Януковича, который по всем прогнозам будет главным соперником Тимошенко на выборах, воспринимают ее заявления серьезно. «Мы понимаем, что Юля в случае поражения на выборах не отдаст нам победу мирно. После подсчета голосов будет серьезная борьба. Поэтому приходится готовиться к различным вариантам развития событий», — заявил «Газете.Ru» высокопоставленный собеседник в избирательном штабе Януковича.