За пять лет, прошедшие с захвата школы в Беслане, большинство россиян не уверены, что власти говорят всю правду об этой трагедии. 10% считают, что руководство страны и республики сообщили всю информацию о теракте. Число последних выросло: в 2007 году, когда отмечалось трехлетие теракта, таковых было 8%.
50% полагают, что им удалось узнать только часть правды о захвате бесланской школы, а 25% уверены, что подлинную информацию власти скрывают. И 5% не исключают, что население страны просто вводят в заблуждение.
Около 11% затрудняются оценить полноту и точность информации, представленной о теракте. Данные были получены в ходе опроса, проведенного 14–17 августа 2009 года Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-центр) среди 1600 россиян из 46 регионов страны. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Опрос до 2003 года проводил Всероссийский центр изучений общественного мнения (ВЦИОМ).
Группа террористов захватила школу в городе Беслан 1 сентября 2004 года. В здании находились более 1130 человек, большинство из которых дети. В результате теракта погибли более 300 заложников (186 детей и 145 взрослых), ранения различной степени тяжести получили более 700 заложников и более 50 военных. Почти все боевики в ходе операции были убиты, только один террорист, Нурпаши Кулаев, предстал перед судом и в мае 2006 года был приговорен к пожизненному заключению.
По мнению россиян, власти сделали все возможное, чтобы спасти заложников. Такой точки зрения придерживаются 52% участников опроса, тогда как в августе 2007 года такую характеристику дали только 45%.
Треть (33%) настаивают, что тогда власти не сделали все, чтобы сохранить жизни людей. 15% затруднились ответить. «Люди не забыли о Беслане, осталось то же сочувствие, но уменьшилось желание людей вникать в причины того, что случилось», — сожалеет глава организации «Голос Беслана» Элла Кесаева. «Общественность становится более пассивной», — признает она.
У большинства россиян нет ясности и относительно того, кто стоял за взрывами в жилых домах российских городах в сентябре 1999 года.
В результате терактов на улице Гурьянова и Каширском шоссе в Москве и в Волгодонске погибли 292 человека, более 1,5 тысячи человек получили ранения. Всего 7% полностью удовлетворены, как сработали следственные и правоохранительные органы. Около трети (32%) полагают, что скорее понимают, что случилось, но признают, что полной ясности нет. Два года назад такой ответ выбрали 22% респондентов. Немного сократилось число тех, кто признает, что у него нет ясности о тех событиях, поскольку, хотя и были осуждены некоторые исполнители, смысл самого преступления остается неясным: 35% в сентябре 2007 года против 29% в августе 2009 года. Также, если два года назад 19% заявили, что полностью не удовлетворены следствием и судебным процессом, теперь такой точки зрения придерживаются 13%. Около 19% затруднились дать ответ.
Отношение к значительным для общества, но необъясненным трагедиям всегда исторически меняется, даже если со временем не появляется новых объяснений, говорит руководитель отдела социокультурных исследований Левада-центра Алексей Левинсон, напоминая как пример отношение американцев к убийству Джона Кеннеди.
Помимо самих фактов о событии куда большую роль играют процессы внутри общественного мнения, констатирует Левинсон, а нынешний тренд — консолидация той части общества, которая с уважением относится к госвласти и ее действиям, к возвеличиванию прошлого и т. д. В 90-е люди при опросе, наоборот, ругали бы власти, говорили «да наши органы ничего не могут сделать», а сейчас люди стремятся выглядеть большими государственниками, признал он.