Обвинение предоставило доказательства того, что губернатор штата Иллинойс Род Благоевич торговал сенатским креслом, освободившимся после Барака Обамы. Как свидетельствуют записи разговоров Благоевича с помощниками, за подлинность которых федеральный прокурор Патрик Фицджеральд поручился под присягой, арестованный и выпущенный под залог губернатор почти договорился с одним из кандидатов на сенатское место о «компенсации» за помощь в размере $1 млн.
Больнее всего скандал ударил по другому афроамериканскому политику-демократу – конгрессмену Джесси Джексону-младшему, который, как следует из записей, и пытался купить пост.
Джексон — сын известного правозащитника Джесси Джексона-старшего, в 1980-е несколько раз пытавшегося выдвинуть свою кандидатуру в президенты от Демпартии. Как следует из представленных доказательств, из шести потенциальных кандидатов на замещение сенатского кресла Обамы «кандидат номер пять» «изъявил желание финансовым образом помочь Благоевичу в обмен на место». Этим кандидатом якобы и был Джексон, пообещавший собрать в пользу губернатора не меньше $1 млн пожертвований.
Конгрессмен в среду в Вашингтоне от любых обвинений в свой адрес открестился. «Я никогда не выходил с инициативой и никогда не давал своего разрешения обещать что-либо от моего имени губернатору Благоевичу. Я никогда не обращался к нему и не направлял к нему своих представителей, чтобы сделать какое-то предложение, рассмотреть мою кандидатуру и иначе оформить сделку по поводу сенатского кресла», — провозгласил Джексон. В отношении Джексона пока официального расследования не ведется.
Между тем, известно, что конгрессмен давний и близкий друг Обамы. Как напоминает The New York Times, сестра Джексона Санита – одноклассница супруги президента Мишель, а сам Джексон был сопредседателем национального избирательного штаба нового президента. Эту же должность он занимал и в 2004 году, когда Обама впервые избирался в сенат.
Впрочем, скандал и так ударил по имиджу избранного президента.
Как отмечает The Chicago Tribune, история с продажей поста сенатора «переломила весь положительный импульс» от прихода команды новоизбранного президента.
Юридические советники Обамы никак арест Благоевича не прокомментировали, а сам будущий хозяин Белого дома «смутил даже собственных обожателей, которые хотели бы от нового президента большего возмущения».
Республиканцы уже воспользовались поводом, чтобы упрекнуть грядущую им на смену демократическую администрацию в лицемерии и обмане избирателей. «Обещания Обамы работать прозрачно для американского народа сейчас проходят испытание», — попенял председатель Национального комитета Республиканской партии Майк Дункан.
Сам избранный президент, первоначально высказавшийся по поводу ареста Благоевича очень нейтрально (он посчитал «неуместным» комментировать «не завершившееся расследование»), в среду, наконец, призвал губернатора подать в отставку.
О причастности самого Обамы к этой истории речи нет. Доказательством тому не только возмущенные отрицания самого избранного кандидата, но и представленные расследованием записи разговоров Благоевича.
Согласно версии обвинения, губернатор, который не только фактически выставил освобожденное Обамой кресло сенатора на торги, но и пытался выбить из новой администрации ряд уступок, шантажируя их своим будущим выбором. Благоевич, в частности, обсуждал, выйдет ли у него получить пост в кабинете Обамы, или ему стоит рассчитывать на посольскую должность или какое-то место в частной компании или благотворительном фонде. Как отмечает The Chicago Tribune, навстречу ему в переходной команде избранного президента не пошли – губернатор из-за этого «был раздражен и отзывался об Обаме презрительно». Об этом также говорится в представленных суду пленках.