На подходе к Белому дому показалось, что акцию постигла участь последних «Маршей несогласных». На Горбатом мосту пусто, он окружен железными ограждениями, на проезжей части стоят несколько автобусов с ОМОНом, а вместо митингующих — кучка журналистов. На месте выясняется, что акция просто проходит чуть дальше, на Дружинниковской улице. Пока подтягиваются люди, лидер СПС Никита Белых объясняет «Газете.Ru», что так и задумано и произвол властей здесь не причем. «Просто на Горбатом мосту негде поставить грузовик, а здесь место есть», — говорит Белых.
Это первая уличная акция недавно предпринявших очередную попытку объединения демократов. Над толпой кроме множества российских флагов реют стяги СПС, «Народно-демократического союза» и других, более мелких движений. Парень в оранжевой майке с надписью «Дякую, Боже, шо я не москаль» крепко держит украинский флаг.
К началу митинга в 11 утра собирается как минимум 500 человек. В основном это молодые партийные активисты и пенсионеры.
На дворе давно не 91-й, и вряд ли кто-то ради митинга будет отпрашиваться с работы. В толпе обсуждают отнюдь не былое торжество демократии, а тяжелую поступь российских солдат в Грузии. Среди демократов, как всегда, нет единства.
«Война должна была закончиться блицкригом. Съедим с потрохами эту Америку!» — говорит старик со значком «Ельцин — президент» и несколькими медалями на груди. «Россия должна уйти из Грузии. Это позор!» — убеждает подругу пожилая женщина слева. «А я не считаю Абхазию и Южную Осетию чужой страной», — отвечают ей.
Военная операция российских войск в Грузии стала едва ли не центральной темой акции. В резолюцию митинга кроме привычных антипутинских лозунгов попала и фраза о власти, «которая ввязалась в военную авантюру в Грузии».
Вроде бы невинный оборот, однако руководитель организации защитников Белого дома «Живое кольцо» Константин Труевцев, первый выступавший с грузовичка, заявил о «категорическом несогласии с пунктом резолюции о Грузии и Южной Осетии». Остальные выступавшие если и касались этой темы, то только вскользь. Зато в толпе многие творчески использовали оборотную сторону розданных им плакатов. «Долой войну» и даже «Свободу Кавказу!» царапали на картоне шариковой ручкой демонстранты. Кто-то вспомнил, что ввод танков в Грузию произошел спустя 40 лет после вторжения в Чехословакию, а в конце погибших в Южной Осетии помянули минутой молчания.
«И грузин надо помянуть!» — подали голос сразу несколько человек.
Основным лейтмотивом речей с «грузовичка свободы» стало, конечно же, долгожданное объединение демократов. Белых завершает речь бодрым призывом: «Оппозиция должна объединиться, и у нас это получится!» В толпе никто не кричит, да и хлопают довольно вяло. Константину Мерзликину, помощнику экс-премьера Михаила Касьянова, и вовсе никто не хлопает. Самого Касьянова на митинге нет, как, кстати, и Гарри Каспарова. «Другой России», похоже, больше вообще нет, ее даже не вспоминают, хотя больше половины выступающих еще недавно дружно орали «Нам нужна другая Россия» на любых акциях.
В середине митинга пришло известие об отказе Михаилу Ходорковскому в условно-досрочном освобождении. Люди начали громко скандировать «Позор!». Кто-то требовал, чтобы это включили в резолюцию митинга, однако его голос услышан не был.
Самыми острыми получились выступления сопредседателя незарегистрированной Республиканской партии Владимира Рыжкова и лидера молодежного «Яблока» Ильи Яшина (само «Яблоко», по выражению Яшина, отказалось от участия в акции «по непонятным причинам»). Рыжков показал всем взятую у одного из демонстрантов фотографию митинга у Белого Дома в 1991 году и посетовал, что сейчас людей значительно меньше. «Все, за что мы выходили в 1991 году на улицы, попрано, уничтожено и опохаблено», — сказал бывший депутат Госдумы.
Яшин срывается на крик и призывает Путина вспомнить судьбу румынского диктатора Чаушеску. «Долой хунту!» — кричит он, и этот призыв с удовольствием подхватывает толпа. Смотрел ли премьер Путин на происходившее напротив его рабочего кабинета действо, но наверняка икал: поминают его неоднократно. Премьера сравнивали не только с Чаушеску, но и с «упырем».
Через час митинг завершился, и люди по наводненным милиционерами и военными улицам побрели к метро. В этом году власти впервые запретили демократам провести шествие от Белого дома к памятному знаку Илье Кричевскому, Дмитрию Комарю и Владимиру Усову, погибшим в ходе августовского путча. У оппозиции не получилось даже в тишине почтить их память минутой молчания. Кто-то потребовал сделать то же самое и в отношении погибших в 1993 году, после чего в толпе завязалась перепалка.