На Украине — очередной громкий политический скандал. Минувшим вечером на въезде на территорию Украины через польскую границу был задержан бывший сотрудник Службы безопасности (СБУ) и Министерства иностранных дел Украины генерал Валерий Кравченко. Его схватили на пути во Львов, куда он вместе с бизнесменом Владимиром Цвилем ехал для участия в пресс-конференции в редакции местной газеты. Кравченко — весьма известная на Украине и в мире фигура. Прославился он в феврале этого года как участник так называемого кассетного дела.
Находясь в Германии, Кравченко представил прессе аудиозаписи некоторых непубличных заявлений и переговоров президента Леонида Кучмы. Там среди прочего некто голосом, похожим на голос Кучмы, отдавал приказы о слежке за некоторыми оппозиционными политиками, смачно ругался матом и называл евреев «жидами».
Арест Кравченко, судя по всему, осуществили сотрудники той самой СБУ, где он прежде работал. Во всяком случае, уже к вечеру пятницы от пресс-службы СБУ стало известно, что именно она ведет дело генерала. Пресс-служба также уведомила, что Кравченко уже доставлен с границы в Киев и сейчас с ним проводятся следственные действия. Ни статью обвинения, ни преступный эпизод, по которому это дело было возбуждено, СБУ называть не спешит. «СБУ может только подтвердить сам факт без пояснений оснований для задержания и каких-либо подробностей. Могу только сказать, что его не отпускали. На данный момент он задержан», — заявил руководитель пресс-службы СБУ Александр Скрипник. Чуть позже ситуацию с Кравченко проккоментировала пресс-секретарь СБУ Марина Остапенко. Она сообщила, что генералу инкриминируется «передача сведений, которые носят конфиденциальный характер и являются собственностью государства».
По рассказу попутчика Кравченко Цвиля, они с генералом ехали из Германии во Львов на машине. «После задержания на таможне, составления протокола и двухчасовой беседы со следователем СБУ генерала Валерия Кравченко в сопровождении нескольких работников спецслужб посадили в машину с затемненными стеклами и, как мне сказали, повезли в следственный изолятор Львовского СБУ. Больше мне ничего не известно», — рассказал бизнесмен (его в изолятор не повезли, а отпустили на запланированную пресс-конференцию). По версии Цвиля, их задержали, потому что было известно, что в машине находятся копии документов, касающихся работы СБУ, и копии документов по «кассетному скандалу».
Правда, накладка у спецслужб вышла в том, что материалы изъять не удалось: они были переданы родственникам Кравченко, встречавшим генерала на границе. А дальше жена генерала направилась во Львов, после чего Цвиль потерял с ней связь.
Арест Кравченко выглядит необоснованным и прямо компрометирующим нынешние украинские власти. Дело в том, что, несмотря на участие генерала в политических скандалах, уголовного дела за разглашение данных на родине на него не заводили, а такой арест даст основания правозащитникам говорить о мести Кучмы опальному генералу. Тем более что перед поездкой на родину в канун выборов Кравченко сказал западным журналистам, что не исключает своего ареста и фабрикации против него дела. Так и случилось.
Единственное, что до сегодняшнего дня у украинских властей было на Кравченко, – это неисполнение им должностных инструкций, но это на уголовную статью (к тому же для СБУ) все-таки не тянет. Дело в том, что в феврале 2004 года, спустя недолгое время после громких разоблачений генерала в эфире радиостанции Deutsche Welle (тогда Кравченко работал советникам посольства Украины в Германии) Кравченко получил от украинского МИДа приказ вернуться в Киев в служебную командировку, во время которой должен был решаться вопрос о его дальнейшем пребывании на должности «с учетом возраста и состояния здоровья». Такого приказа генерал тогда испугался и возвращаться не захотел. В ответ он был уволен со службы в СБУ и МИДе.
Что дальше будет с Кравченко, украинские власти не сообщают. Пресс-служба СБУ об этом не говорит. Правда, тот же Владимир Цвиль, может быть, излишне оптимистично считает, что генерала скоро отпустят. «Он не совершил никаких серьезных проступков, противоречащих украинскому законодательству», — заявил сегодня Цвиль. Более того, бизнесмен подчеркнул, что генерал решил вернуться на Украину до выборов, поскольку полагал, что таким образом может «сохранить свое честное имя офицера, и никто не сможет упрекнуть его в том, что он оставался за границей до лучших времен».