История Нового года в России: из глубокой древности к Екатерине II
Традиция праздновать наступление Нового года уходит корнями в глубокую древность. Славяне-язычники считали, что смена года происходит в момент солнцеворота – зимнего солнцестояния. Ритуал торжества тесно переплетается с обрядом поклонения славянскому богу Велесу. Его просили о плодовитости для домашнего скота. После крещения Руси в X веке христианская церковь занялась искоренением архаичных пережитков.
Трудно установить наверняка, какое значение имело для людей наступление Нового года в позднем Средневековье. Скорее всего, примерно с середины XIV века праздник имел важное сельскохозяйственное значение. Его отмечали и в марте, знаменуя начало полевых работ, и в сентябре – после сбора урожая. Со временем в традицию вошло празднование Нового года 1 сентября. Торжества сопровождались гуляниями ряженых и маскарадом: христианские каноны в данном случае тесно переплелись с языческими.
от 20 (30) декабря 1699 года
«О праздновании Нового года»
Перестраивавший страну на западный манер Петр I повелел считать сменой годов ночь на 1 января и ввел летоисчисление от Рождества Христова вместо прежнего – от «сотворения мира». Царский указ вступил в силу в 1699-м (7208-м) – еще до великих побед в Северной войне и превращения России в империю. 1 января 7209 года было приказано считать 1 января 1700 года. И никто в огромной стране не посмел перечить самодержцу. Таким образом, 1699 (7208) год получился самым коротким в истории, продлившись лишь четыре месяца – с 1 сентября по 31 декабря.
В новогоднюю ночь Петр I приказал «по примеру всех христианских народов» пускать ракеты, зажигать огни и украсить Москву хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином дворе». И все же поначалу новогодний праздник не прижился в домах русских людей. После смерти государя обычай забыли на долгое время.
Возродилась эта традиция по завершении эпохи дворцовых переворотов – при Екатерине II. И теперь уже без принуждения новогодние празднества постепенно распространились по всей России. Тогда же в моду вошли придворные балы по образцу европейских.
Согласно мемуарам баронессы Марии Фредерикс, обычай ставить в доме на праздник елку привезла из Пруссии Александра Федоровна, супруга будущего императора Николая I, в первой трети XIX века. Ели наряжали на Рождество, 25 декабря. Они стояли весь праздник Нового года – вплоть до Крещения (6 января по ст. стилю). Новогодние торжества воспринимались как дополнение к рождественским. Первую ель для публики установили на Рождество 1852 года в здании Екатерининского (ныне – Московского) вокзала в Санкт-Петербурге. Позднее елки ставили и в других общественных местах. Дворяне, купцы и промышленники устраивали благотворительные новогодние праздники для детей.
Почему отмена крепостного права изменила страну
Рубеж 1850-1860-х годов был временем умственного пробуждения России. Отмена крепостного права 19 февраля (3 марта по нов. стилю) 1861 года бесповоротно изменила страну, ее людей и весь ход истории. Уходила в прошлое николаевская эпоха: как отмечали современники, в ту пору преклонялись лишь перед грубой силой, презирая право и законность. Наступало время надежд – надежд на продолжение коренных преобразований, на развитие страны, на демократизацию общества.
Во многом ожидания романтиков не сбылись. Энергично вступивший на путь реформ император Александр II после нескольких покушений на свою жизнь засомневался в выбранном курсе и проявил нерешительность. Этим воспользовались консервативно настроенные круги – сторонники контрреформ. В итоге разочарованными в государе остались и те, кто жаждал перемен, и те, кого все устраивало.
в 1880-х годах
О произошедших с крестьянами разительных переменах интересно рассказывал в своих «Записках революционера» князь Петр Кропоткин: «Я посетил Никольское в августе 1861 года, а затем снова летом 1862 года и был поражен тем, как разумно и спокойно приняли крестьяне новые условия. Они знали очень хорошо, как тяжело будет платить выкуп, который являлся в сущности вознаграждением за даровой труд отобранных душ; но они так высоко ценили свое личное освобождение от рабства, что приняли даже такие разорительные условия. Правда, делалось это не без ропота, но крестьяне покорились необходимости. В первые месяцы они праздновали по два дня в неделю, уверяя, что грех работать по пятницам; но, когда наступило лето, они принялись за работу еще с большим усердием, чем прежде».
Свидетель событий, позднее получивший мировую известность как крупнейший теоретик анархизма, он с удовлетворением отмечал, что не мог налюбоваться никольскими крестьянами через 15 месяцев после освобождения.
«Врожденная доброта их и мягкость остались, но клеймо рабства исчезло, — писал Кропоткин. — Крестьяне говорили со своими прежними господами как равные с равными, как будто бы никогда и не существовало иных отношений между ними. К тому же из крестьян уже выделились такие личности, которые могли постоять за их права».
Не склонные к производительному труду, привыкшие жить за счет своих крепостных, они массово разорялись, продавали усадьбы и перебирались в города. В запустение приходили парки, когда-то разбитые французскими садовниками, зарастали пруды, на дрова шла старинная мебель: ее новые владельцы не знали цену антиквариату.
«Ни помещики, ни крестьяне к новым порядкам подготовлены не были, с первых же шагов начались хозяйственная разруха и оскудение, — констатировал барон Врангель. — Помещики, лишившись даровых рук, уменьшили свои запашки, к интенсивному хозяйству перейти не сумели и в конце концов побросали свои поля, попродавали свои поместья кулакам и переселялись в город, где, не находя дела, проедали свои последние выкупные свидетельства. С крестьянами было то же. Темные и неразвитые, привыкшие работать из-под палки, они стали тунеядствовать, работать спустя рукава, пьянствовать. К тому же в некоторых губерниях наделы были недостаточные. И повсюду попадались заброшенные усадьбы, разоренные деревни, невозделанные поля. Леса сводились, пруды зарастали, молодое поколение крестьян уходило в города на фабрики. Старая Русь вымирала, новая еще не народилась».
Фотография 1890-х гг.
Как праздновала первый постреформенный Новый год
семья Александра II
С сегодняшним размахом Новый год, конечно, не встречали. Но во многих дворянских семьях вошло в обыкновение собираться за праздничным столом и подводить итоги уходящего года. Из дневниковых записей членов династии Романовых видно, что 31 декабря 1861 года мало чем отличалось от обычных дней даже для сыновей Александра II – будущего Александра III (он еще не был наследником) и великого князя Владимира. Подростков подняли в 7 утра; после завтрака они готовились к лотерее и наклеивали билетики на книги. Затем посетили отца и в 11 часов пошли к литургии. На 18.00 была назначена елка у цесаревича Николая. В ожидании торжества великие князья готовили уроки и обедали с родителями.
После елки на половине наследника в 20.00 вся семья собралась ко всенощной, которая продолжалась два часа. После этого Александр и Владимир побыли «с час времени» у родителей и «спать легли около четверти двенадцатого». Перед сном к сыновьям зашел Александр II. Никто не ждал полуночи: традиция новогодних курантов появилась значительно позже.
вновь подъем в 7 часов.
В 8.00 они пошли на половину старшего брата-наследника пить чай. К 9.30 великие князья собрались в приемной Александра II в полной парадной форме. После семейного завтрака братья отправились делать визиты.
Один из них записал в дневнике: «По обыкновению, вся семья собралась утром поздравлять Папа. Завтракали en famille. Таскался целый день с визитами, ужасно много, голова болит, спать хочется».
Около 10.30 они приехали домой и стали собираться в церковь. Обедня и выход окончились в 13.00. Перекусив у родителей, Александр и Владимир вернулись к себе, а затем опять отправились делать визиты: заехали ко всем членам императорской фамилии, а также к военному министру и генерал-губернатору. Домой вернулись в 15.00. Остальное время до обеда великие князья читали. В тот день подростки обедали у родителей, а в 18.00 пришли к себе и сели читать. Через час Александр и Владимир снова переоделись, чтобы ехать в Большой театр. После спектакля они вернулись домой после 22.00 и сразу улеглись спать.
русский адмирал
В 1873-м адмирал Дмитрий Арсеньев, воспитатель самых младших сыновей Александра II – Сергея и Павла – записал в своем дневнике, что «императрица и государь никогда не встречали Нового года, и императрица к 12 часам уже была в постели». При этом великие князья в тот год, «простившись с родителями около 11 часов, пришли к нам и у нас встречали Новый год». День завершался всенощной, на которой императорская чета не присутствовала.
Что готовили на праздник крестьяне
Народ попроще стремился сопроводить Новый год рюмкой-другой. В этом плане мало что изменилось после отмены крепостного права. Правда, отныне крестьяне могли не оглядываться на барина – и многим это портило жизнь. Уходя из деревни в город, они часто не находили себе должного применения и просто спивались, порой вставая на криминальную дорожку. Как и сегодня, правительство стремилось ограничить ночную торговлю спиртным. Весьма любопытен закон на второй постреформенный Новый год: продажа «питей» в штофных лавках и питейных домах прекращалась в 10 вечера 31 декабря 1862 года и вновь открывалась в 7 утра 1 января 1863-го.
Ритуальной едой в крестьянских семьях являлась каша. Ее варили в канун Рождества, Нового года, Вербного воскресенья, готовили по случаю окончания какой-либо работы. За свадебным столом молодые иногда ели только одну кашу, которая, как считалось, наделяла их плодоносящей силой. Она же была обязательным блюдом на поминках.
А еще на каше гадали. Если каша во время приготовления в печи вылезала из горшка, то это предвещало неудачный, плохой год. Напротив, каша румяная, с корочкой обещала год удачный. Кашей кормили домового, чтобы тот хорошо относился к хозяевам и скоту; кашей угощали мороз в сочельник для того, чтобы сохранить урожай.
В праздничные дни верующим разрешалось употреблять мясо, субпродукты, молоко, яйца. Мясо крестьяне использовали для приготовления как первых блюд (щи, борщ, похлебки и т.д.), так и вторых (подавали разварное мясо крупными кусками, жаркое, жареных молочных поросят, домашнюю птицу, перепечу, студень, холодец и пр.).
В дни празднования Рождества при виде приближающегося к избе для совершения молебна священника с крестом в руках жители стелили на лавку полушубок и непременно приглашали батюшку сесть на него. Считалось, что благодаря этому наседки будут садиться на яйца.
историк литературы, цензор, профессор
Санкт-Петербургского университета
Из дневника Александра Никитенко:
1 января 1862 года, понедельник:
«До половины третьего ночи в типографии, где и принял новорожденного младенца — «Северную почту». Вместе со мною работали и частные редакторы. Выход из-под пресса первого листа мы приветствовали бокалом шампанского в подвалах типографии, где начальник типографии представил мне этот лист во втором часу. Домой вернулся к трем». В десять часов утра был уже у министра внутренних дел и представил ему первый номер газеты.
1 января 1863 года, вторник:
«Новый год. Все как будто вдруг обезумели, какая беготня и суматоха! Что же это такое? В природе ли произошла какая-нибудь радикальная перемена или в людях? Ведь в сущности ни малейшего намека на то, что случилось что-нибудь новое, что образовало бы рубеж между 1862 и 1863 годами. Между тем со всех сторон сыплются поздравления, все поддаются каким-то надеждам, вероятно и в этом году таким же несбыточным, как и в прошлом. А, впрочем, не худо, что такой обычай существует. За недостатком истинных благ человеку нужен хоть призрак хорошего лучшего. И вся эта беготня — своего рода занятие, которое разнообразит обыкновенную прозу жизни».
Газета «Северная почта», выпуск №1 за 1.01.1862:
«Как ни отряхай с себя пыль устарѣлых предрассудковъ, какъ ни выбивайся из рутинного порядка жизни, а все-таки, когда наступитъ 1 января, то невольно задумаешься о новом годе. Каковъ то годъ будетъ? Что в нем будет новаго, да хорошаго? Задумается иной и о том: нужно ли еще что-нибудь новое: не лучше ли молить судьбу о продолженiи стараго? Да и перейдешь къ тому, что станешь себѣ рѣшать: что было въ окончившемся году хорошаго, чего надо добиваться на будущее время? Пошла голова работать: вспоминаешь обо всемъ, пересматриваешь со всѣх сторонъ былое; одинъ кончитъ эту головоломную работу и впрямъ какимъ-нибудь свѣжим выводомъ, а другой, запутавшись вѣ лабиринтѣ воспоминанiй и умствованiй, затруднится извлечь какой-нибудь общий результатъ, покачаетъ головой, успокоится на каком-нибудь древнемъ, школьномъ афоризмѣ: суета суетъ и все суета, или «errare humanum est» (человеку свойственно ошибаться. – «Газета.Ru»), да и покончитъ темъ дело».
историк, этнограф, публицист
Из поздравительной новогодней статьи в газете «Очерки» от 1.01.1863
«Здравствуй, Новый год, год надежд на гласный суд, на областные земские собрания! Великий вопрос освобождения крестьян в 63-м году вступит в новую фазу движения и раскрытия. Да будет он залогом и инициативой нашего всеобщего народного освобождения от рутины, апатии и обновления».