В понедельник в Челябинске состоялись похороны экс-начальника ГУФСИН по Челябинской области генерал-лейтенанта внутренней службы Владимира Жидкова, который в конце января был признан Верховным судом виновным в укрывательстве смерти четырех заключенных колонии. Высокопоставленный фигурант нашумевшего уголовного дела скончался в минувшую пятницу от онкологического заболевания.
Неизлечимое заболевание Владимира Жидкова было признано судом исключительным обстоятельством и учитывалось при назначении наказания. 31 января 2012 года Верховный суд признал генерал-лейтенанта виновным в укрывательстве особо тяжких преступлений и сопутствующем этому злоупотреблении должностными полномочиями. Владимир Жидков был приговорен к четырем годам лишения свободы условно.
Напомним, события, положенные в основу уголовного дела, произошли 31 мая 2008 года в помещении транзитно-пересылочного пункта колонии №1, расположенной под Челябинском. В тот день ранним утром сотрудники исправительного учреждения решили проучить 12 заключенных, которые накануне отказались вступить в секцию дисциплины и порядка (что делается по желанию осужденного), а утром отказались делать уборку в камерах и отказались от еды. Как установлено судом, их заковали в наручники и стали избивать, попутно от души издеваясь. Заставляли голыми ползать по полу; петь песню «Владимирский централ», заменив слово «владимирский» на «челябинский»; зубами натягивать красную повязку, означающую вступление в секцию. После такого «воспитания» четверо заключенных от полученных травм скончались.
В тот же день Владимир Жидков экстренно прибыл на место происшествия с двумя руководящими сотрудниками областного управления ФСИН. Совместно с начальником колонии Вадимом Валеевым они приняли все меры для того, чтобы скрыть преступления подчиненных. Не вышло.
Владимир Жидков отрицал свою вину, как и многие из 17 его подчиненных, оказавшихся на скамье подсудимых. Свой допрос в суде он завершил словами: «Ваша честь, за период службы в уголовно-исправительной системе я прошел путь от младшего лейтенанта до генерал-лейтенанта, прошел все чеченские кампании, выслужил все, что можно. На 31 мая 2008 года мне доктора уже вынесли заключение о болезни, диагноз которой мне бы не хотелось озвучивать. Мне уже было чего бояться в этой жизни. В связи с этим версия следствия, что я чего-то испугался, боялся за что-то отвечать, извлекая личную выгоду, согласитесь, мягко говоря, некорректна».
И все-таки суд признал Владимира Жидкова, как всех остальных подсудимых, виновными. Вплоть до 31 января, когда вступило в силу решение Верховного суда, генерал-лейтенант продолжал занимать должность начальника ГУФСИН.