Интенсивное таяние льдов, вызванное, вероятно, глобальным потеплением, впервые за время наблюдений открыло так называемый Северо-Западный арктический проход из Атлантического океана в Тихий, который может летом использоваться для транспортировки грузов из Европы в Азию.
Как сообщило Европейское космическое агентство (ESA), проход, огибающий Гренландию с юго-запада и далее идущий вдоль побережья Канады к Аляске и Беринговому проливу, в этом году впервые очистился ото льдов и стал судоходным. Регулярный спутниковый контроль водного пути начался лишь в 1978 году, однако специалисты полагают, что и прежде - по крайней мере, в последние несколько сотен лет - он был закрыт льдами. На это, в частности, указывают документы с результатами локальных наблюдений ледовой обстановки в канадской Арктике.
По словам специалистов ЕКА, за время спутниковых наблюдений площадь оледенения Арктики в летний период сократилась до 3 миллионов квадратных километров, причем последний миллион квадратных километров льда растаял в этом году. Это примерно столько же, сколько растаяло за предыдущие 10 лет, в связи с чем учёные и склонны винить в происходящем глобальное потепление.
Альтернативой Северо-Западному проходу служит Северо-Восточный проход вдоль арктических берегов России. Пока он частично заблокирован, и для прокладки Северного морского пути необходимо использовать ледоколы.
Как сообщает BBC, Канада уже заявила свои права на Северо-Западный проход, считая его частью своих арктических владений, простирающихся до Северного полюса и, по мнению канадцев, включающих его. Оттава уже объявила, что имеет право заблокировать проход - например, по экологическим соображениям или взимать пошлину за транзит груза. В то же время Европейский Союз и США склонны считать проход проливом общего пользования, правовой статус которого позволяет любой стране им пользоваться.