Огромную надувную «Сидящую балерину» установили в нью-йоркском Манхэттене у Рокфеллер-центра 12 мая: фигура высотой 14 м будет возвышаться над прохожими до 2 июня — по словам художника, она установлена для того, чтобы привлечь внимание к деятельности Международной центра пропавших и эксплуатируемых детей и сделать мир безопаснее для малышей. Внимание она действительно привлекла — однако с другой стороны и по иному поводу.
22 мая грузинский художник Ладо Почхуа написал на своей странице в фейсбуке: «Джефф Кунс опять отличился. Увеличил (с помощью ассистентов, сам он никогда ни пластилин, ни карандаш в руки не брал) фарфоровую статуэтку украинской мастерицы Оксаны Леонтьевны Жникруп и выставил у Рокфеллер-центра. Кунс настолько плох и безнадежен, что рядом с ним даже Зураб Церетели выглядит как Джанлоренцо Бернини...»
На пост, разумеется, обратили внимание жители Украины, в том числе известный художник Александр Ройтбурд. На своей странице он рассказал об открытии Ладо Почхуа и добавил, что Джеффа Кунса бездарным не считает — напротив, даже рад, что тот так популяризирует украинское искусство: «Надеюсь, он указал источник? Если забыл, то я порекомендовал бы государству Украина подать на него в суд. Авторские права Оксаны Жникруп еще действуют, у нее вроде есть наследники.
Процесс может быть громким, как само бессмертное имя Кунса.
И стране какой-никакой пиар перепадет — Америка с удивлением обнаружит, что у нас есть не только война и коррупция, но и искусство», — написал он.
С авторскими правами украинской художницы-фарфористки Оксаны Леонтьевны Жникруп, работы которой высоко ценятся и без помощи Кунса (они представлены на выставках и включены в каталоги), разобрались быстро. Елена Корусь, автор книги о художнике-фарфористе Владиславе Щербине, супруге художницы, ушедшем из жизни 26 февраля 2017 года, сообщила Александру Ройтбурду в комментариях к его посту: «С авторскими правами там не все так просто. Как именно, придам огласке в книге, посвященной творчеству Оксаны Леонтьевны». Елена упомянула, что авторские права на ее работы проданы — это подтвердил и внук художницы Максим Лозовой в беседе с украинским изданием «Факты»: «Это законное копирование чужой работы. Результат, который представил Кунс, сомнительный со стороны искусства. Но моя бабушка, как человек с хорошим чувством юмора, оценила и посмеялась бы от души над этим монстром».
Проблемой для жителей Украины, следящих за развитием событий, остается, однако, не столько соблюдение авторских прав, сколько тот факт, что имя художницы, работа которой вдохновила Джеффа Кунса на создание нескольких вариантов «Сидящих балерин», никак не упоминают ни сам художник, ни пресс-релиз Рокфеллер-центра, ни издания, пишущие о творчестве Кунса.
Дело в том, что Джефф Кунс никогда не скрывал, что сияющая полированной стальной поверхностью трехметровая «Сидящая балерина» из серии «Античность», созданная им в 2010-м и находящаяся сейчас во дворе жилого комплекса Oceana Bal Harbour Майами, была
вдохновлена советской фарфоровой балериной середины XX века, увиденной им «на российской фабрике».
Вслед за стальной он создал еще и деревянную (2015 год), а теперь и надувную балерин. Однако несмотря на то, что «Балерина Леночка на пуфике», созданная в 1974 году Оксаной Леонтьевной Жникруп на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе, появилась на свет в советский период, сегодня рассказывать о том, что она была найдена на российском заводе — значит продемонстрировать полное нежелание разбираться, в чем разница между Россией и Украиной. Собственно, именно это и возмутило украинцев, устроивших флешмоб в комментариях к посту Рокфеллер-центра об установке надувной «Сидящей балерины» и забросавших ветку обсуждений фотографиями настоящей фарфоровой «Леночки».
Они требуют, чтобы Рокфеллер-центр назвал имя художницы, и художницы — именно украинской.
Оксана Леонтьевна Жникруп родилась в Чите в 1931 году, но большую часть жизни прожила в Киеве, где оказалась после учебы в Одесском художественном училище им. М. Грекова и нескольких лет работы на Барановском фарфоровом заводе. С 1955 по 1987 год она работала скульптором на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе, где создавала малые скульптуры, росписи и посуду. Коллекционеры ценят ее работы за лиричность, читаемую в одних только названиях: «Любит не любит», «Майская ночь»; «Регулировщица»; «Чаепитие»; «Ординарец»; «Балерины. Перед выступлением»; «Пастушка и трубочист»; «В антракте»; «Рушнычок». Не стало Оксаны Леонтьевны в 1993 году — сейчас ее дело продолжает дочь Леонтина Владиславовна Лозовая, тоже скульптор-фарфорист.
За те три дня, что развивается скандал, требования украинцев начали удовлетворяться: уже два западных издания, авторитетное The Art Newspaper и независимое Artdependence, рассказали об Оксане Жникруп как об истинном авторе «Балерины». Как сообщили Artdependence, нью-йоркская галерея Gagosian, представляющая Джеффа Кунса (к слову, уже не раз обвинявшегося в плагиате), пока никак не прокомментировала эту историю.