Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Искусство идет на Восток

Как арабские шейхи поддерживают современное искусство

В Дубае проходит Dubai World Art — ежегодная международная выставка доступного искусства. «Газета.Ru» разбиралась, как в странах Ближнего Востока резко вырос интерес к работам современных художников.

Спрос на современное искусство стран Ближнего Востока появился не так давно, но быстро превратился в тренд — в ОАЭ проходят международные выставки и открываются учебные площадки, Марокко и Оман выделяют деньги на строительство музеев, Катар скупает признанные шедевры на аукционах, художники из Ирана и Саудовской Аравии выставляются на знаковых площадках Европы и Америки. В традиционных обществах начинают тратить деньги на произведения современных художников — похоже, в ближайшее время все самое интересное станет происходить не в Лондоне, а в Дубае.

Интерес к современному искусству на Ближнем Востоке начал проявляться 10 лет назад, когда в 2007 году появилась ярмарка Art Dubai. В 2008 году на аукционе Christie's работа иранского скульптора Парвиза Танаволи «Стена» была продана за рекордные $2,8 млн. Спустя два года в Дохе открылся арабский музей современного искусства Матхаф. В том же 2010-м на аукционе Christie's картина египетского художника Махмуда Саида «Вихревые дервиши» была продана за $2,5 млн. Спустя некоторое время на Венецианской биеннале стали появляться арабские павильоны, а затем крупные западные музеи, такие как Лувр и музей Гуггенхайма, открыли филиалы на острове Саадият неподалеку от Абу-Даби.

Дубай учит

Лидирующую позицию на рынке современного арабского искусства заняли Объединенные Арабские Эмираты. Например, в Абу-Даби теперь есть организация «Салама Бинт Хамдан Ан-Нахан», главная задача которой — воспитание нового поколения профессионалов в искусстве. Ученики посещают ведущие художественные центры Дубая, Шарджи и Саадията, ездят в учебные поездки за рубеж в города, где широко развито современное искусство.

Активно развиваются международные выставки-ярмарки. Так, Dubai World Art проходит уже третий год подряд, собирая деятелей искусства со всего мира. На это раз выставочное пространство заняло 5 тыс. кв. м в павильонах и еще 2 тыс. кв. м на свежем воздухе.

В этом году в выставке участвуют более 120 галерей, а также художники и арт-группы, представляющие современные направления и течения в современном искусстве со всего мира.

В крупнейших эмиратах теперь есть всемирно известные музеи современного искусства и десятки галерей. Так, в фонде искусства в Барджеле (Шарджа) представлены работы мастеров из Ливана, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака. Галереи Лори Шабиби и Изабель Ван Ден Айнде направлены на поддержку молодых художников. А в галерее «Третья линия» помимо выставок постоянно проходят форумы, посвященные обсуждению искусства, и различные программы для повышения интереса к развитию культурного диалога на территории Ближнего Востока и за его пределами.

Джидда хочет поговорить

Несмотря на то что Саудовская Аравия — страна со строгими религиозными законами и ограниченной свободой слова, современное искусство здесь активно развивается. Определенную роль сыграл интерес Запада к этому закрытому обществу — в 2003 году в Лондоне появилась организация Edge of Arabia, занимающаяся развитием современного искусства и культуры с упором на Саудовскую Аравию. Сейчас многие местные художники, такие как Абдулнассер Гарем и Абдулазиз Ашур, регулярно выставляются в европейских и американских галереях. Отчасти это связано с тем, что современному искусству Саудовской Аравии нужно больше свободы, поэтому произведения многих саудовских художников становятся более заметными за рубежом.

Впервые современное искусство Саудовской Аравии на родине показали пять лет назад в Джидде. На выставке «Мы должны поговорить» было представлено более 40 произведений — там были видео-арт, скульптуры, фотографии. Почти все художники, задействованные в выставке, последние три с половиной года выставлялись вместе в Лондоне, Венеции, Берлине, Стамбуле, Дубае, но никогда ранее — у себя на родине. Поддержали идею выставки и ведущие аукционные дома: Christie's послал восемь своих представителей, от Sotheby's было четыре человека.

Сейчас Джидда превратилась в центр современного искусства Саудовской Аравии.

Здесь проходят две ежегодные недели искусства, аукционы, действует независимый Саудовский совет по искусству, растет число галерей. Интересно, что в отличие от остальных стран Персидского залива успех современного искусства в Саудовской Аравии — заслуга местных жителей, но никак не государства. На сегодняшний день ведущие галереи современного искусства в Джидде — это Athr Gallery и Ayyam.

Доха покупает

Насколько большое значение имеет современное искусство для Катара, становится понятно уже в аэропорту Хамад в Дохе. В одном из залов туристов встречает скульптура знаменитого Урса Фишера «Без названия (Лампа/Медведь)» — когда-то этот гигантский желтый плюшевый медвежонок с абажуром над головой сидел на Парк-авеню в Нью-Йорке. Для катарского аэропорта его приобрели в 2011 году на аукционе Christie's за $6,8 млн. Стены аэропорта украшают фотографии местных художников.

Центральной фигурой в культурной революции Катара считают дочь бывшего эмира — Аль-Маяссу бинт Хамад бин Халифу аль-Тани.

Она не только спонсирует выставки, но и сама совершает крупные покупки произведений искусства.

По данным зарубежных СМИ, в 2011 году Катар даже пытался приобрести аукционный дом Christie's. Сделка не состоялась, зато удалось переманить президента Christie's Эдварда Долмана, который теперь работает исполнительным директором министерства музеев Катара. Директором программ публичного искусства в Катаре стал бывший специалист аукционного дома Жан-Поль Анжелен.

Национальный музей Катара — произведение современного искусства само по себе. Проект разрабатывал французский архитектор Жан Нувель, который в дальнейшем представил его в Нью-Йорке. Основная дизайнерская идея — легкие диски, образующие перекрытия и стены павильонов. Такое решение — аналогия гипсовых кристаллов, которые называют «розами пустыни», — демонстрирует назначение музея: показывать и сохранять наследие естественной, социальной, культурной и политической истории Катара.

В 2012 году здесь проходила выставка работ Луизы Буржуа «Сознательное и бессознательное». Московская публика увидела эти шедевры лишь в 2015 году.

В Матхаф, арабском музее современного искусства, постоянная коллекция включает огромное разнообразие стилей, от поп-арта до классической скульптуры. Среди топовых галерей можно выделить галерею Анима — наряду с выставками современного искусства здесь проводятся художественные мастер-классы.

Что думаешь?
Загрузка