По-разному отвечая для себя на дилемму «быть колготкам или не быть», сентябрьская Москва процокала каблуками в светский сезон. Были не только те, кто «на выставке Ван Гога главный экспонат», но и респектабельные дамы, которым экспонировать давно ничего не нужно.
Ирина Хакамада отвлеклась от консультирования коллег к выборам 18 сентября, чтобы пройтись по «Гостинке» с бокалом. Такие разные, но одинаково любящие искусство медийные дивы Марианна Максимовская и Регина фон Флемминг припозднились и на алкоголь особо не напирали.
Зато молодые коллеги хозяйки вечера, сменившей мир финансов на арт-рынок, были к началу как штыки. Сибирский самоцвет в короне Mercury Света Марич расточала шутки, а ее приятель, главный кот «Гаража» Антон Белов, презрев насморк, стрелял чеширскими улыбками. Заглянули на огонек и куратор Мари Коберидзе, и галерист Мариана Гогова, и арт-просветитель Марина Добровинская в обществе мужа Александра, авантажного адвоката и большого собирателя не только ироничных историй, но и произведений искусства.
Был даже старший Церетели!
Причем бывалые служители муз шли сразу к работам из частных коллекций, где были и фракталы Хироси Сугимото и чистые линии Вика Мюниса, принадлежащие, к слову, самой Маргарите Пушкиной. У Мюниса, в частности, была замечена пиар-директор Третьяковки Лара Бобкова — это она придумала окунать Сергея Шнурова головой в «Черный квадрат» Малевича так, что их ролик уже третью неделю всплывает в ленте Facebook.
Совладелица галереи арт-подарков Shaltai Editions Валерия Роднянская была без мужа продюсера Александра — он представляет фильм «Дуэлянт» на кинофестивале в Торонто. Без мужа, Резо Гигиенишвили, была и Надежда Михалкова, которая бодро позировала на фоне стенда воронежской галереи Х.Л.А.М.
Те же, кого волновали не приметы чужой семейной жизни, а арт-объекты, под звуки электронью-эйджа All In Orchestra активно голосовали инстаграмом. К моменту, когда оркестр сменил талантливый композитор Никола Мельников (в этот раз в качестве диджея), лидеры зрительских симпатий уже выявились.
Ими стали интерактивная инсталляция Луи-Филиппа Демерса «Слепой робот», «Ризы Химзащиты» Василия Слонова, фотография Федора Савинцева с видом заснеженного Архангельска, а также красный и зеленый квадраты Хосе Марии Иттуральде.
Благодаря рейвоподобному формату Cosmoscow каждый получил от вечера что хотел. Одни обсуждали прошедший отпуск, другие предстоящую работу. Разговоры становились тем интенсивнее, чем больше коктейлей на основе премиальной водки шло в ход. Было и шампанское, но за деньги. Узнав цену — 1200 за бокал, — возвышенные арт-снобы разочарованно фыркали, а практичные финансисты радовались, что принимают карты, платили за всех и шли делать селфи с художниками.
Однако закупаться искусством обитатели Сити явно не спешили.
На подначивание друг друга в духе «что будешь покупать», белые воротнички отшучивались: «Как что? Бонды, бонды и еще раз бонды. Самые доходные и ликвидные».
«Страна живет в режиме санкций, экономические связи разрушены, нет инвестиций, все финансирование прекращено. Вся волна западного негативизма сюда распространяется. Почему искусство должно жить по другим законам? — рассуждает Владимир Овчаренко из Vladey.
— Россия не в тренде. Западные коллекционеры не интересуются русским искусством. Но есть и обратная реакция — наши практически перестали покупать иностранцев. Не все оказались готовы взять чемоданы и уехать. Поэтому стараются приобрести отечественные знаки времени».
Айдан Салахова лично презентовала свои работы на стенде One Gallery. Причем выглядела еще худее и бритоголовее обычного, хотя, казалось бы, куда еще?
А вот помолодевший Сергей Пахомов в этот раз ничего не выставлял и поэтому, наверное, быстро раскланялся.
Зато главные действующие лица ярмарки — коллекционеры — уходить, что характерно, не спешили. Поклонник современного искусства инвестбанкирских кровей Игорь Цуканов жевал неизменную жвачку с покерфейсом человека, который уже знает, что купит и когда, но заботится, чтобы никто другой не пронюхал его планов раньше времени.
Крестный отец «Бригады», кинодеятель с человеческим лицом Александр Акопов, наоборот, по всем признакам пришел просто посоциализироваться.
Его коллега, с Виноградовым с Дубосарским на стене офиса, Виктор Такнов делился впечатлениями от фестиваля Burning Man, с которого приехал буквально накануне. Экс-финансист, а ныне серийный инноватор и приверженец космизма Гор Нахапетян нахваливал стенд Pechersky Gallery со свежими фотоработами Данила Ткаченко на тему межпланетных путешествий.
Ресторатор всея Руси Раппопорт совместными селфи с дамами не манкировал, но улыбался при этом так, словно сомневается, а не заползет ли на кухню его «Dr.Живаго» таракан, пока он тут занимается ерундой. Его коллега Борис Зарьков был расслабленнее и сам снимал котов Егора Кошелева.
«Вот это бесконечная тема русской культуры, нигде такого больше нет» — так человек и карбонад Вадим Дымов рецензировал картину Михаила Рогинского.
В самом деле, треш-авангард коммунальной кухни последнего смотрелся весьма пикантно по соседству со стендом Carrera y Carrera, но разве не за эти контрасты мы любим современное искусство?