На церемонии вручения «Оскара» в мире моды — премии CFDA (Совета модных дизайнеров Америки) — Бейонсе получила награду «Икона стиля». Сюрприз для модных критиков и вполне ожидаемое событие для публики: времена, когда певица регулярно попадала в списки звезд, которые одеваются крайне неудачно, давно прошли: сегодня певицу, личным стилистом которой с самого начала карьеры была собственная мама, заносят в число хорошо одетых знаменитостей.
Двумя годами раньше в Зале славы рок-н-ролла, расположенном в американском Кливленде, проходила выставка, посвященная Бейонсе. Выставлялись ее наряды в количестве семи штук. Этот сам по себе безобидный факт не прошел мимо модных критиков. Ванесса Фридман, колумнист The New York Times, в своей колонке попыталась убедить публику: Бейонсе — великая певица и прекрасная женщина, но как можно называть иконой стиля женщину, которая, по сути, никак не повлияла на мир моды? Голос, прозвучавший в 2014 году («Иконой стиля», причем совершенно заслуженно, стала Рианна), услышан не был: в 2016 году Бейонсе совершенно официально получила этот титул.
Что же такое на самом деле — икона стиля? Модные критики не раз задавались этим вопросом. Перри Самотен, главный редактор модного сайта Stylecaster, вспоминает, как во время работы в одном из глянцевых журналов редактор запретила ей называть иконой знаменитого дизайнера Томми Хилфигера: «Слово «икона» лучше оставьте для тех, кто его действительно заслуживает. Коко Шанель — икона. Томми Хилфигер — нет».
Сегодня иконой стиля может стать любая ярко одетая знаменитость. Однако по-настоящему это звание не должны приносить ни слава, ни хороший стилист. Икона — это человек, который создает новые тренды. Человек, одно имя которого приносит вещи коммерческий успех.
Человек, который вдохновляет дизайнеров. В конце концов, это человек, стиль которого хочется копировать.
У каждого модного критика найдется свой список икон стиля. Один из них, американец Саймон Дуннэн, создал целую типологию икон.
6 типов икон стиля
Яркие эксцентричные женщины, которые умеют и любят вдохновлять и провоцировать. Таких было много в истории — достаточно привести имя итальянки Луизы Казати, которая говорила о себе «Я хочу стать живым произведением искусства», и бунтарки Нэнси Канард, музы парижских модернистов.
Сегодняшняя идеологическая наследница «икон высокой моды» — Дафна Гиннесс, наследница ирландских производителей знаменитого пива, с ее чудовищными туфлями, в которых, кажется, невозможно ходить, и экстравагантными нарядами Alexander McQueen.
Знаменитые иконы
Актрис, которые хорошо одеваются, много, но далеко не все задают тренды. Саймон Дуннэн в свой список включает Кейт Бланшетт, которая, по его мнению, всегда привносит оттенок индивидуальности на красную дорожку, Сару-Джессику Паркер и главное — Тильду Суинтон, модный антипод Ким Кардашьян, женщину, внешность которой завораживает, и она это знает.
Все эти дамы легко жертвуют клишированной сексуальной привлекательностью в пользу высокого стиля, никогда не пытаются одеться так, как нравится мужчинам, и это вдохновляет дизайнеров. Не зря большинство из них обожают Тильду Суинтон.
Популярные иконы стиля
Когда-то это была Мэри Пикфорд, потом — Мэрилин Монро, затем — Твигги, Джейн Биркин, Мадонна, Кейт Мосс. Каждая из них тонко чувствовала свое время, переносила дух улицы в модные журналы и на подиумы и обратно.
Для этого нужно обладать тонким чутьем и яркой индивидуальностью, не бояться выделиться и хотеть быть услышанной.
Сегодня такая поп-икона — это Рианна, бывшая простая девчонка с нашего двора, которая ею и осталась, только теперь другие девчонки хотят быть такими, как она, носить длинные сарафаны с кроссовками и шелковые платья-кафтаны и попадать в списки людей, одетых лучше всех.
Комбинированные иконы стиля
Иногда экстравагантность поп-звезд зашкаливает, и тогда их не получается назвать девчонками из соседнего двора. Леди Гага и Ники Минаж ну совсем не подпадают под это определение. Хотя их стиль и наличие у них хорошего вкуса вызывают вопросы, отказать им в наличии яркой индивидуальности совсем нельзя — приходится признавать их как минимум поп-иконами стиля.
Царствующие иконы стиля
Быть членом королевской семьи и при этом попадать в таблоиды и глянцевые журналы непросто. Нужно уметь держать баланс, как это делала принцесса Диана, задававшая стандарт элегантности своего времени, и как это получается делать у Кейт Миддлтон, которая в своих платьях-футлярах и шейных платках умудряется не выглядеть синим чулком.
В наряде королевской особы (американские первые леди тоже относятся к этой категории) ничто не должно быть слишком.
Даже слишком элегантной нельзя быть — никакого парижского шика, ничего напоказ, иначе вас заподозрят в тщеславии и распущенности.
Иконы мира моды
Модный дизайнер, критик или главный редактор модного журнала не обязан быть иконой стиля — эти люди создают образы для других. Однако иные все-таки не удерживаются, и тогда их собственный стиль становится опознавательным знаком, брендом, который даже не нужно официально регистрировать, настолько он узнаваем.
Анна Винтур, Карл Лагерфельд, Донателла Версаче, Валентино, Ульяна Сергеенко, Алена Долецкая, Эвелина Хромченко — все знают, как они выглядят, а они ничуть не меняются годами. Когда-то такими иконами были Коко Шанель и Диана Вриланд, главный редактор американского Vogue с 1963 по 1971 год: над своим внешним видом и та и другая работали с таким же упорством, как над нарядами для других.
Неочевидные иконы стиля
Какая-нибудь яркая деталь может вознести на эту часть иконостаса кого угодно. Жирные черные стрелки и колтун на голове Эми Уайнхаус. Мужские рубашки и футболки Патти Смит. Прическа Анджелы Дэвис. Если вас еще кто-нибудь вдохновляет, смело зачисляйте в эту категорию. Тут всем места хватит.