Членство Греции в зоне евро «находится в опасности», рассказала еврокомиссар по морским делам и рыболовству гречанка Мария Даманаки. В распространенном ею в Афинах коммюнике отмечается, что «сценарий удаления Греции из зоны евро сейчас оказался в повестке дня».
«Наша страна находится перед дилеммой: либо мы достигнем соглашения с нашими кредиторами по программе жесткой экономии, которая принесет результаты, либо мы вернемся к драхме», — пояснила Даманаки.
Заявление чиновницы вызвало дальнейшее падение обменного курса евро относительно доллара. По итогам вторника он понизился до $1,4048 за 1 евро против $1,4110 за 1 евро днем ранее. Одновременно увеличился спрос на облигации министерства финансов США в ущерб облигациям стран — членов ЕС.
«На рынках появляются разговоры о Греции как о слоне в посудной лавке, что пугает инвесторов и напоминает им о неустойчивости страны», — приводит агентство MarketWatch мнение стратега BMO Capital Markets Эндрю Буша (Andrew Busch).
Госдолг Греции в этом году может превысить 150% от ВВП. Исторически выход из такого долгового кризиса заключался в девальвации валюты или объявлении дефолта по долгам,
объясняет заявления греческих чиновников начальник аналитического отдела группы «Церих» Николай: «Если греки перейдут обратно на драхму, они могут пойти по пути девальвации валюты, как это происходит в Белоруссии, но с евро такой маневр не пройдет».
Но реальный выход Греции из зоны евро маловероятен: механизм подобного выхода непроработан, отмечают эксперты. Кроме того, долги Греции номинированы в европейской валюте, поэтому решать проблемы им все равно придется в составе валютного союза, говорит начальник аналитического департамента «Альпари» Егор Сусин.
Скорее всего, подобные разговоры греческих властей — это элемент торговли с ЕС по поводу реструктуризации ее долгов,
делают вывод эксперты. «Уже сейчас Афинам необходимо срочно получить очередной транш в 12 млрд евро из одобренной Еврокомиссией программы по спасению, иначе, как заявил премьер-министр Греции Георгиос Папаконстантину, «страна остановит платежи», а в августе Греции предстоит выплатить по своим обязательствам 8 млрд евро. Кроме того, сейчас ведутся споры о списке объектов, которые Греции предстоит приватизировать для покрытия дефицита бюджета, который не удалось сохранить в указанных ЕС рамках», — говорит Подлевских.
Государство собирается продать Почтовый сберегательный банк, а также долю в Организации связи Греции и Национальной энергетической корпорации. Рыночная стоимость этих компаний составляет 2,1 млрд евро. Правительство также намерено создать фонд активов, продажа которых принесет до 50 млрд евро к 2015 году. Большую часть из них составят объекты недвижимости. Кроме того, Греция намерена сократить бюджетные расходы еще на 2,8% ВВП. Но решить проблемы за счет приватизации, как это предлагают еврочиновники, вряд ли удастся. «Именно потому рынки сейчас уверены в реструктуризации, то есть фактически объявлении дефолта по долгам. Чем дольше затягивать процесс — тем сложнее будет решить вопрос, тем большие потери будут в итоге», — считает Сусин.
Главный риск в том, что реструктуризация греческого долга может вызвать цепную реакцию, сложности возникнут у банков, кредитовавших греческую экономику, сильный удар может быть нанесен по долговым рынкам остальных стран PIIGS и их кредитным рейтингам,
говорят эксперты. Во вторник рейтинговое агентство Moody's уже предупредило, что если в Греции случится дефолт, то это скажется не только на кредитном рейтинге страны, но и повлечет негативные последствия для греческих банков, а также для других периферийных стран еврозоны, в том числе рейтинги Португалии и Ирландии могут быть снижены до «мусорного уровня».