«Мы с удивлением узнали, что деньги на покупку Мультибанка, у которого недавно отозвали лицензию, уходили из банков Урина. По сделкам видно, что деньги уходили, по-моему, если я не ошибаюсь, из банка «Славянский», — сообщил во вторник в Екатеринбурге первый заместитель гендиректора «Агентства по страхованию вкладов» (АСВ) Валерий Мирошников.
Ранее считалось, что подконтрольная Урину финансово-промышленная группа состояла из шести банков: Традо-банк, банк «Славянский», Уралфинпромбанк, банк «Монетный дом», Донской инвестиционный банк, Соцгорбанк.
Все эти банки за последние несколько месяцев лишились лицензий.
Первыми стали АКБ «Славянский банк» и АКБ «Традо-банк». У них отобрали лицензию в начале декабря прошлого года. К концу декабря право на работу потеряли челябинский «Монетный дом», екатеринбургский Уралфинпромбанк и ростовский Донбанк. В апреле к ним присоединился Соцгорбанк.
ЦБ мотивировал решение тем, что кредитные организации не исполняли нормативы, установленные Центробанком, и законы, регулирующие банковскую деятельность. Речь идет о преднамеренных действиях криминального характера, подчеркивали в АСВ.
Из 15 млрд рублей, которые в 2011 году АСВ уже должен выплатить пострадавшим вкладчикам, 11 млрд рублей придется на клиентов банков Урина.
Из банков выводились активы по одной и той же схеме: деньги тратились якобы на покупку ценных бумаг, но
на баланс зачислялись фальшивые выписки из депозитария, а на самом деле средства шли на покупку нового банка.
Выписки были сделаны на покупку облигаций и акций, в том числе «Газпрома».
Так, деньги из Уралфинпромбанка, по словам Мирошникова, «уходили частично на свою собственную покупку, а частично — на покупку Соцгорбанка». По оценкам АСВ, таким образом было израсходовано не менее 600 млн рублей. Уралфинпромбанк вообще «специфический», поделился Мирошников. «Когда представители АСВ обратились к заёмщикам — юридическим лицам с вопросом погашения займов, срок выплаты которых подошел, то услышали в ответ: «Мы по понятиям договорились, что кредиты будут пролонгированы», — цитирует представителя АСВ уральское информагентство Ura.ru. — Видимо, кредиты специально выдавались на короткий срок, а потом постоянно продлевались. Это было на руку банку — позволяло не создавать больших резервов по ссудам и соблюдать нормативы ЦБ по ликвидности. Когда пришел очередной срок ранее оговоренной «пролонгации», банк обанкротился».
«Многие мелкие банки не в состоянии удержаться на рынке банковских услуг, их даже нельзя нормально перепродать новым собственникам. Единственное, что остается, так это их «выгодно» обанкротить, выведя остаток средств»,
— объясняет смысл схемы главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин.
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий считает Урина достойным продолжателем дела МММ. «Не удивлюсь, если в «группе Урина» окажется в результате несколько десятков банков, — говорит он. —
Только не совсем понятно, зачем же у банков такая строгая отчетность, если преступники могут пачками скупать банки, а вскрывается это исключительно post mortum».
Масштабное тиражирование «схемы Урина» может говорить о недостатках в системе контроля ЦБ над сделками по приобретению банков, соглашается замруководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая. «Требуется более детальный анализ источников финансирования приобретений, финансового состояния покупателя и его деловой репутации. Еще одна выявленная проблема — отсутствие эффективной системы контроля за выводом активов, при которой становится возможным «конвейерная» технология разорения банков», — говорит она.
Банкиры и юристы считают, что также нужно ввести уголовную ответственность юридических лиц. «Собственником банка может быть формально не только гражданин, но и юридическое лицо, то есть организация», — объясняет старший юрист «Налоговика» Антон Кротин.