Центробанк готовит обращение в Генпрокуратуру по поводу вывода активов из «Славянского» и Традо-банка, заявил в среду глава ЦБ Сергей Игнатьев. Лицензии у банков отозваны 3 декабря из-за сложностей с ликвидностью. Но фундаментальная причина заключается в том, что «у этих банков часть активов украдена», уверен Игнатьев. И часть достаточная, для того «чтобы банки полностью потеряли ликвидность».
«Мы имеем дело с финансовой аферой. Я не могу поверить, что руководители этих банков об этой афере ничего не знали», — добавил глава ЦБ.
«Славянский» и Традо-банк принадлежат одной финансово-промышленной группе, контролируемой Матвеем Уриным. Также в нее входят ростовский Донбанк и челябинский банк «Монетный дом». Игнатьев отказался говорить о деятельности других банков, принадлежащих ФПГ Урина.
Пока региональные банки работают в штатном режиме. Но новость о выводе активов из других банков группы может вызвать проблемы и у них, полагают эксперты. Обращение в прокуратуру, скорее всего, повлечет за собой масштабную финансовую проверку, считает директор BDO в России Александр Артемьев:
«Если эти банки находятся в одной финансово-промышленной группе и имела место кража активов, то с большой долей вероятности будут выявлены непрозрачные транзакции. Что, в свою очередь, скорее всего, и приведет к отзыву лицензий».
«Монетный дом» занимает 195 место среди российских банков по величине активов (9,7 млрд рублей) и 111 место по вкладам физических лиц, имея депозиты на 7 млрд рублей. Для Челябинска это много, говорит эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин. Банк занимается выдачей как розничных кредитов (их в портфеле 1,7 млрд рублей), так и корпоративных (также 1,7 млрд рублей). Просрочка по портфелю 4,6%. Это примерно вдвое меньше, чем в среднем по рынку. «У банка также достаточно большой портфель ценных бумаг — 4 млрд рублей», — говорит Буздалин. Достаточность капитала «Монетного дома» находится на уровне 11,8%.
Донбанк очень маленький, занимает 646 место по активам. «Это уменьшенная копия «Монетного дома» с активами в 1,2 млрд рублей», — говорит Буздалин. Достаточность капитала банка 16,5%. У банка 800 млн привлеченных депозитов. Кредитный портфель составляет 640 млн рублей, просрочка по которым составляет 3%.
По данным СМИ, уральскому бизнесмену Матвею Урину могут фактически принадлежать и другие кредитные организации — Уралфинпромбанк и Соцгорбанк. Но участники рынка отказываются комментировать эту информацию.
«Этот вопрос может знать только ЦБ, ведь они отслеживают конечного бенифициара… Я бы не хотел комментировать судьбу банков до момента отзыва лицензии, если им это вдруг грозит», — открестился в разговоре с «Газетой.Ru» заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников.
«Соцгорбанк» распространил официальное сообщение, что «господин Урин М. никогда не являлся и не является совладельцем» банка. А конечные бенефициары банка входят в его совет директоров.
Проблемы у «Славянского» и Традо-банка начались после инцидента, когда охрана господина Урина напала на голландца Йоррита Йоста Фаассена, топ-менеджера «Газпрома». Охранникам показалось, что BMW голландца подрезал их кортеж на Рублевском шоссе. Они блокировали его машину, разбили ее битами и избили самого Йоста. Номера машин кортежа и приметы чоповцев иностранец передал милиции. В суде Урин заявил, что приказа своим охранникам избивать Йоста не давал, тем не менее суд первой и второй инстанций поместил Урина вместе с семью его охранниками под арест.
В Центробанке отрицают связь между проблемами банков, подконтрольных Урину, и этим делом.
«Мы отозвали лицензию не из-за дорожного инцидента, а потому, что банки потеряли ликвидность и перестали исполнять обязательства перед клиентами», — сказал Игнатьев, добавив, что средства начали выводиться намного раньше, чем произошел упомянутый инцидент.