«Этот город достойный для вас и для ваших инвестиций», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин на Давосском экономическом форуме. Пока, правда, признал он, в городе есть проблемы с коррупцией, управлением и перекосами в инфраструктуре. Но новая власть Москвы внедрит лучшие мировые стандарты управления городом, сократит административные барьеры и продаст то имущество, которое не является необходимым для жизни города, перечислил он перспективы для инвесторов. Речь идет о масштабной приватизации десятка крупных компаний, среди которых Банк Москвы, Внуково, Московский НПЗ.
«Нелегко прощаться с активами, которые стоят миллиарды долларов», — поделился мэр, но власти идут на это. И «не только потому, что нужны деньги», а потому, что, в противном случае «неэффективное управление приведет к перекосу рынка».
Что касается проблем с транспортом, то это «болезнь любого развивающегося города и многих европейских городов», напомнил Собянин. Он пообещал ежегодно тратить на транспортную инфраструктуру не менее $7 млрд, при этом приоритет — «не лимузины, а общественный транспорт», заверил он. В ближайшие годы планируется построить 120 км метро. Другие приоритеты для московского правительства — это наука, образование и здравоохранение. «Сегодня доходы частной медицины в Москве превысили $2 млрд, около $6—7 млрд вкладывает в здравоохранение сам город. В ближайшие два года мы намерены затратить еще $3,5 млрд на модернизацию здравоохранения», — сказал Собянин. И, наконец, мэр пообещал создать в Москве условия для отдыха: город собирается создать парковую инфраструктуру мирового уровня.
Повысить инвестпривлекательность Москвы, равно как и всей России, должен и международный финансовый центр (МФЦ). Все предложения по формированию необходимых условий для создания МФЦ будут готовы в ближайшие 3—4 месяца.
Сергей Собянин пообещал инвесторам держать соблюдение их интересов под личным контролем.
«Я создаю линии доверия и делаю собственную линию для инвесторов — все крупные инвесторы в Москве будут иметь мой мобильный телефон. Приезжайте и инвестируйте», — призвал мэр.
А вот Европу в ближайшее время ждет нестабильность, подчеркивали конкурентные преимущества России члены российской делегации. Глава Сбербанка Герман Греф подверг почти осмеянию слова главы Европейского центробанка Жана-Клода Трише о том, что сейчас «нет кризиса евро». «Такие речи слышать странно. Если весь мир считает, что кризис в зоне евро присутствует, а люди, отвечающие за его динамику, говорят, что кризиса нет, то проблема не с окружающими людьми, а с теми, кто это провозглашает», — сказал в кулуарах форума Греф. Впрочем,
похожие заявления о конкурентных преимуществах России уже звучали в Давосе три года назад, когда мировой финансовый кризис уже захватил США и Европу, но еще не добрался до России.
Зимой 2008 года вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин уверял, что России будет тихой гаванью во время кризиса: «К России будет в ближайшее время повышенное внимание как к острову стабильности».
Называть Россию «тихой гаванью» и сейчас преждевременно. «Это развивающийся рынок с высокой волатильностью, поскольку зависимость от цен на нефть за последние годы не снизилась. С одной стороны, это большие возможности, если цены на нефть пойдут вверх, но, с другой стороны, есть риски, что нефть может подешеветь, и тогда Россия будет в лидерах падения», — говорит главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.
А потому и интерес к Международному финансовому центру в Мосвке у инвесторов осторожный.
«Строить пузырь, рынок деривативов, который никак не связан с реальной экономикой, — это не очень хорошо, — предупредил Собянина глава Deutsche Bank Йозеф Аккерман.
— Когда осуществляются инвестиции в создание финансового центра, нужно пытаться расширять реальную экономику, причем не только на уровне больших, но и средних предприятий — это основа любой, в том числе реальной, экономики». А еще важен доступ к капиталу, в том числе маленьких компаний, добавил глава Нью-Йоркской биржи Дункан Нидерауэр.