Генеральный прокурор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо подал иск против Ernst&Young, аудиторской группы «большой четверки». Аудиторы способствовали развитию кризиса, покрывая недобросовестные сделки рухнувшего банка Lehman Brothers, утверждает обвинение. В прокуратуре уверены, что специалисты Ernst&Young видели факты манипуляции с отчетностью, которые позволяли Lehman скрывать провалы в работе.
Аудиторы Ernst&Young работали с Lehman Brothers с 2001 до конца: в сентябре 2008 года банк обанкротился, обвалив мировые рынки. Крах Lehman Brothers ускорил развитие мирового финансового кризиса. В течение долгого времени, считают в прокуратуре, Ernst&Young знали о злоупотреблениях Lehman в процессе сделок РЕПО (форма краткосрочных заимствований) по формату РЕПО-105. За счет РЕПО банк выводил за баланс «токсичные» активы. Эта уловка помогала банкам формально снизить свои долги накануне публикации финансовых отчетов. «К таким уловкам Lehman Brothers прибегали с целью введения инвесторов в заблуждение», — уверен прокурор Эндрю Куомо.
Старший финансовый консультант компании «Налоговик» Тамара Сударева вспоминает, что «за считанные дни до конца квартала Lehman Brothers переводил часть проблемных активов в свое лондонское подразделение Lehman Brothers International». Подразделение заключало соглашение о продаже активов третьей стороне с обязательством выкупить их обратно в течение ближайшего времени. Это позволяло банку проводить такую сделку по отчетности не как привлечение заемных средств под залог ценных бумаг с обязательством дальнейшего выкупа, а как продажу активов.
«Такой подход позволяет убрать из баланса банка неликвидные активы. За счет этого банк искусственно сокращает объемы задолженности в своих квартальных отчетах», — объясняет юрист.
В начале следующего квартала Lehman Brothers выкупал активы обратно, причем обычно использовал новые кредиты: своих денег уже не хватало.
Прокуратура утверждает, что Lehman Brothers проводил сделки РЕПО такого формата с 2001 года. Это стало понятно в марте, когда внешние администраторы, расследовавшие банкротство банка, обнаружили, что с баланса выведено около $50 млрд активов. Заемные средства Lehman превышали собственные в 44 раза. По словам Куомо, Ernst&Young давала одобрение на сомнительные сделки. С 2001 по 2008 годы компания получила от Lehman Brothers около $100 млн за аудиторские услуги, говорят источники в прокуратуре.
Антон Валукас, подготовивший по поручению комиссии США по делам о банкротствах отчет о причинах краха Lehman Brothers рассказывает, что в мае 2008 года старший вице-президент Lehman Мэттью Ли написал руководству банка письмо о том, что РЕПО-105 противоречит этическому кодексу инвестбанка, поскольку вводит в заблуждение инвесторов и регуляторов относительно стоимости активов. В июне Ли, проработавший в Lehman 14 лет, был уволен. Тогда Ли обратился к Ernst&Young и рассказал о «токсичных» активах общей стоимостью $50 млрд, которые фирма вывела со своего баланса. Аудиторы встретились с Ли, после чего информировали совет директоров, что заявления бывшего вице-президента «ни на чем не основаны и не затрагивают никаких существенных вопросов».
Ernst&Young, согласно официальному заявлению компании, считает, что для каких-либо обвинений в их сторону «нет ни доказательной базы, ни юридических оснований».
Аудитор заявил, что «отчетность клиента велась в соответствии с общепринятыми принципами бухучета» и что «эта отчетность не была причиной банкротства Lehman». Компания намерена активно отстаивать в суде свою невиновность.
Рассматриваемое дело – часть большого расследования, которое проводит прокуратура штата Нью-Йорк. Прокуроры анализируют сделки, с помощью которых банки выводили долги со своих балансов. Весной сообщалось, что операции, подобные тем, что практиковал Lehman Brothers, проводил и JPMorgan Chase.
Обвинение против Ernst&Young может стать первым в списке дел против ведущих банков и финансовых фирм, полагает источник The Wall Street Journal. Прокуратура Нью-Йорка уже запрашивала информацию у Bank of America, ранее сообщавшего о шести подобных сделках. «В практике банка сотрудничать и отвечать на любой запрос от регуляторов», – подчеркивал тогда представитель Bank of America.