«Со следующего года повышение налогов составит 2% ВВП», — заявил министр финансов Алексей Кудрин на конференции «Налогообложение – современный взгляд». И увеличение налоговой нагрузки – это не временная мера, а тренд и общемировая тенденция. В частности, Венгрия повысила НДС на 5%, Латвия на 3%, Чехия на 1%, перечислил Кудрин.
А в России налоговая нагрузка на бизнес ниже, чем в других странах, добавил министр:
«Общее налоговое бремя в странах ОЭСР до кризиса составляло 30,5–36%, в ЕС около 38%. В России 36–38%, но, если вычесть экспортную пошлину на нефть и газ и налог на добычу полезных ископаемых, налоговое бремя в России остается 26%».
В США этот показатель составляет 28–29%, добавил он.
В частности, Минфин предлагает постепенно повышать налог на имущество. «Большой потенциал есть у имущественных налогов – я думаю, что минимум 1% ВВП в перспективе примерно пяти лет. Мы постепенно, аккуратно можем повышать», — сказал Кудрин.
Запас для повышения есть и у налога на добычу газа. В Госдуме уже прошел первое чтение законопроект, который предлагает в 2011 году увеличить НДПИ на газ на 61%, до 237 рублей за 1 тысячу кубометров, в 2012 году на 5,9% (в соответствии с ожидаемым уровнем инфляции), в 2013 году на 5,5%.
Решение повысить НДПИ на нефть с 2012 года уже принято, напомнил министр: «Знаю, что нефтяники тоже шипят, так что не только малый бизнес. Мы вышли на достаточно предельные величины».
Еще один вывод министр сделал из мировой практики: «наиболее эффективно повышать косвенные налоги, прежде всего НДС», поскольку это меньше тормозит экономический рост. Но пока Минфин и ФНС обещают внести лишь предложения по улучшению администрирования НДС, успокоил Кудрин. «Здесь требуется наведение порядка», — пояснил он.
Повышение налогов необходимо для покрытия бюджетного дефицита. В этом году он составит около 4,6% ВВП.
Это, правда, меньше официального прогноза в 5,3%, но «дыру» в казне необходимо продолжать снижать, чтобы выйти к сбалансированному бюджету к 2015 году, сказал Кудрин.
«Главный резерв сокращения бюджетного дефицита – это не повышение налогов, а повышение экономической активности за счет снижения нагрузки на бизнес, от налоговой до административной и коррупционной», — вступился за бизнес помощник президента Аркадий Дворкович. Только за счет улучшения работы системы госзакупок бюджет может сэкономить около 1 трлн рублей, напомнил он о расчетах начальника контрольного управления президента Константина Чуйченко.
А президент Сбербанка Герман Греф предложил Минфину сравнивать Россию не с США и странами Европы, а с Китаем и Индией: «В этом случае сравнения будут не в нашу пользу». И дело не только в размере сборов.
Российская налоговая система абсолютно недружелюбна к инвесторам, напомнил Греф: если в России налогоплательщик тратит в среднем в год 320 часов на общение с налоговиками, то в США — 120, в Сингапуре — 82,
привел Греф данные исследования Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business. «Введение новых налогов можно сравнить с задачей ощипать гуся и при этом не услышать шипения. Мы гордились либеральной системой для малого бизнеса, а сейчас резко поднимаем ставку. Мы должны представлять, что шипение получим в виде ухода из открытого сектора экономики в теневой», — предупредил Греф.
«Представителям власти следовало бы обсуждать не повышение нагрузки на бизнес, а то, как эффективно собирать те налоги, которые уже установлены, — убеждена старший менеджер отдела налогообложения аудиторско-консультационной компании «Грант Торнтон» Надежда Зубкова. — Схемы с компаниями-однодневками до сих пор процветают. Сделайте открытую базу тех, кто не сдает отчетность, и утерянных паспортов, тогда тем, кто пользуется услугами однодневок, станет намного сложнее доказывать, что они «не знали». И, может быть, ничего не придется повышать».
Проблема в том, что ждать, пока снижение налоговой нагрузки приведет к росту экономики и, соответственно, увеличению поступлений в бюджет, власть не может. «Кудрину надо сбалансировать бюджет, раздутый из-за высоких социальных расходов», — напоминает главный экономист «ВТБ Капитал» Алексей Моисеев.
«Налоги – это единственный способ сбалансировать бюджет в текущей ситуации, когда расходы увеличиваются, а доходы нет»,
— соглашается главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров.
Лишь после выборов власти могут отказаться от субсидий в прямой и косвенной форме экономике и населению, сходятся во мнении эксперты. Тогда и появится резерв для снижения налоговой нагрузки.