Правительство рассматривает законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, заявил вице-премьер Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи в среду. «По моей информации, соответствующий проект на прошлой неделе внесен в правительство», — уточнил он. По словам Иванова, в случае принятия законопроекта произойдет уравнивание размеров компенсации за ущерб жизни и здоровью для всех видов транспорта.
Сейчас большие компенсации предусмотрены только для пассажиров, пострадавших в авиакатастрофах. После участившихся аварий в авиации год назад был принят закон, обязывающий авиакомпании страховать жизни пассажиров как минимум на 2 млн рублей. «Очень многие авиакомпании уже обеспечивали достаточно высокое страховое покрытие, так как это было требованием либо лизингодателей иностранных самолетов, либо властей зарубежных стран, если речь шла о международных полетах», — добавляет руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев.
На других видах транспорта ситуация отличается в корне. Выплаты в случае смерти пассажира по обязательному страхованию на железнодорожном транспорте составляют всего лишь 12 тысяч рублей. По словам Иванова,
такие страховые выплаты «ничего, кроме горькой усмешки, не вызывают». «Семьям погибших пассажиров и обществу без разницы, на каком виде транспорта это произошло»,
— подчеркнул Иванов. Выплаты пострадавшим и семьям погибших в катастрофе «Невского экспресса» были значительно увеличены лишь благодаря вмешательству правительства, региональных властей и «адекватной позиции руководства РЖД». Семьи погибших в катастрофе «Невского экспресса» получат более 1 млн рублей, а тяжелораненые немного меньше. Но к страховке эти выплаты не имеют никакого отношения.
В страховой компании ЖАСО, занимающей доминирующее положение на рынке обязательного страхования на железнодорожном транспорте, ссылаются на указ президента № 750 от 1992 года, который устанавливает размер компенсации на уровне 120 штрафных МРОТ (100 рублей). «Наш рынок очень молодой, и законы по страхованию принимаются очень медленно, — признает эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. — Хочется верить, что воля правительства ускорит принятие закона».
Насколько увеличится стоимость железнодорожного билета или билета на теплоход с принятием нового закона, сказать пока сложно. «Все будет зависеть от истории страховых событий, для каждой транспортной компании коэффициенты будут разные»,
— говорит Долгополова. В авиации доля страховки в авиабилете составляет до 100 рублей. По логике вещей, страховой взнос для пассажира в билете на железнодорожном транспорте должен быть существенно ниже. Ведь это не авиация, где катастрофы происходят гораздо чаще и они более разрушительны. Но страховка в стоимости железнодорожного билета, скорее всего, будет составлять уже не 2,3 рубля как сейчас, а больше, прогнозируют эксперты.
Впрочем, и нынешних 2,3 рубля с лихвой хватило бы, чтобы выплачивать миллионные компенсации семьям погибших и пострадавшим при авариях поездов. Так, как уже писала «Газета.Ru», за 9 последних месяцев ЖАСО по обязательному железнодорожному страхованию собрала 179,4 млн рублей (общий рынок обязательного страхования пассажиров на железнодорожном транспорте составляет 328 млн рублей), а по страховым выплатам направила сумму на несколько порядков меньше — 281 тысяч рублей.