Государство направит из Резервного фонда на выплаты семьям погибших в «Невском экспрессе» по 300 тыс. рублей, получившим травмы средней тяжести — по 100 тыс. рублей, легко травмированным — по 50 тыс. рублей. «Эти же суммы регионы выплатят из своих бюджетов», — сообщил в понедельник первый вице-премьер Виктор Зубков на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным. Еще 500 тыс. руб. на каждого погибшего выделит РЖД. «Таким образом семьи погибших получат более 1 млн рублей, а тяжело раненые немного меньше», — подытожил Зубков.
Но это жест доброй воли, к системе страхования не имеющий никакого отношения. Более того, по данным опроса центра стратегических исследований «Росгосстраха», средний россиянин считает справедливым размер возмещения стоимости жизни в 4,1 млн рублей, в развитых западных жизнь оценивают более чем в $1 млн.
Страховая компания ЖАСО, начавшая в понедельник прием заявлений от пострадавших и семей жертв аварии, в обязательном порядке выплатит семьям погибших лишь по 12 тыс. рублей. Эта выплата формируется за счет 2,3 рублей страхового взноса, входящего в стоимость каждого железнодорожного билета. Больше от страховщиков получат родственники тех пассажиров «Невского экспресса», которые подумали заранее и застраховали себя добровольно дополнительно. Как рассказала «Газете.Ru» начальник отдела урегулирования убытков по личному страхованию ЖАСО Лариса Волжанова, здесь речь идет о полисах номиналом 50 рублей. По такому полису страховая сумма родственникам погибших составляет 500 тыс. рублей.
Сколько человек застраховалось добровольно, пока не известно. Эксперты считают, что таких людей было очень мало, если они вообще были. Покупая билет, многие не задумываются, что в стоимость включена обязательная страховка. А уж о том, что можно застраховаться добровольно, речи в кассах РЖД, как правило, и вовсе не идет.
В ЖАСО стрелки переводят на указ президента №750 от 1992 года. В соответствии с ним родственники умерших получат выплаты, соответствующие 120 минимальным размерам оплаты труда (МРОТ) для штрафов.
За все это время, несмотря на инфляцию, МРОТ для штрафов не менялся и составлял 100 рублей. «Поверьте, нам не очень удобно объяснять потерпевшим, почему у нас такая маленькая выплата по страховке, — говорит Лариса Волжанова из ЖАСО. — Но мы не можем ничего сделать, у нас есть указ президента. Мы работаем только по нему». Как рассказал «Газете.Ru» бывший сотрудник ЖАСО, «в компании и раньше понимали, что выплаты неадекватно малы, но железнодорожный транспорт всегда считался самым безопасным, катастрофы здесь редки, «железка» — все-таки не авиация».
Тем не менее подобный теракт с «Невским экспрессом» уже был — два года назад, но с тех пор в обязательной страховой системе для пассажиров железнодорожного транспорта ничего не изменилось. Например, можно было бы создать накопительный страховой фонд, отчисляя туда часть из тех 2,3 рублей, которые входят в стоимость каждого билета. Как ни мала сумма, средств в таком фонде скопилось бы достаточно.
За 9 последних месяцев ЖАСО по обязательному железнодорожному страхованию собрала 179,4 млн рублей (общий рынок обязательного страхования пассажиров на железнодорожном транспорте составляет 328 млн рублей), а по страховым выплатам направила сумму на несколько порядков меньше — 281 тыс. рублей.
По идее, компания, учитывая сверхприбыли, могла бы сама по доброй воле увеличить размер выплат, а не прикрываться указом президента. Но страховщикам такая система не выгодна.
Для ЖАСО обязательное страхование пассажиров на железнодорожном транспорте — не основная деятельность, говорит эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова: «Не исключено, что компания, хорошо зарабатывая в железнодорожном сегменте, перекидывает доходы на страховые покрытия в менее доходных сегментах, и это вполне вписывается в суть страхового бизнеса . Действующий порядок страхования пассажиров железнодорожного транспорта выглядит как издевательство, но при этом дает возможность страховщикам заработать практически без риска выплат, ведь страховые случаи на железных дорогах крайне редки».
В том, что существующая система страхования на железнодорожном транспорте неполноценна, основная вина лежит не на ЖАСО, а на РЖД и самом государстве, говорят эксперты. Во всем мире ответственность по страховым выплатам на транспорте несут не только страховые компании, но и сами транспортники.
В России по таким правилам работает только авиация: закон приняли в прошлом году в связи с участившимися катастрофами. Теперь авиакомпании обязаны обеспечить страховые выплаты в размере не меньше, чем 2 млн рублей на человека.
«Но по-хорошему приличные выплаты должны быть на всех видах транспорта, должно быть равенство», — говорит руководитель аналитического отдела агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Минтранс предложил проект такого закона, рассчитанного на все виды транспорта, еще два года назад. «Но он оказался сырым и увяз в согласованиях», — напоминает Долгополова.