Россия приняла решение отказать в предоставлении кредита на $5 млрд, который Украина просила в феврале на покрытие дефицита бюджета. «Они попросили кредит, и решение предложить им такой кредит принято не было. Мы проанализировали ситуацию и сказали «нет», — сообщил в среду замминистра финансов России Дмитрий Панкин в интервью агентству Reuters.
О том, что Россия может отказать Украине в кредите, президент Дмитрий Медведев предупредил еще в марте, после того как Киев договорился с Евросоюзом о модернизации украинской ГТС без участия России. «Если в данной ситуации наши украинские партнёры посчитали для себя правильным продолжить этот диалог без участия России, мы, конечно, тоже будем делать для себя определённые выводы, — заявил Медведев на пресс-конференции в ходе визита в Германию. — И они, как вы знаете, были сделаны. Я имею в виду и перенос межправительственных консультаций между Российской Федерацией и Украиной, и принятие иных решений, о которых просят нас украинские коллеги.
А украинские коллеги нас просят о многом — денег просят дать, например. Как же можно давать в такой ситуации деньги, если мы не можем договориться по одному из самых существенных вопросов? Всё это будем учитывать».
В то же время в украинских СМИ сообщалось, что Россия готова выдать кредит, однако лишь при условии, что $3 млрд из общей суммы украинское правительство направит на оплату российского газа.
После январского газового конфликта отношения России и Украины стабилизировались — Украина вовремя платит за газ и даже пригласила Россию участвовать в модернизации украинской ГТС, что после конференции в Брюсселе выглядит несколько неожиданно. Но, несмотря на явное потепление отношений, давать кредит Россия не стала.
В первую очередь
эксперты это связывают с последними инициативами Виктора Ющенко, который с прошлой недели заявляет, что российско-украинские газовые соглашения, достигнутые 19 января Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко, необходимо пересмотреть.
«В основном Ющенко пытается торпедировать идею авансовой оплаты транзита нашего газа через украинскую территорию, — рассказывает старший эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — Россия платит за транзит авансом, но эти средства засчитываются как оплата российского газа, потребляемого самой Украиной». Таким образом, из схемы оплаты фактически убираются «живые» деньги. «Для России это выгодно, так как, если бы перечислялась наличность, не было бы никакой гарантии, что она действительно куда-то дойдет», — поясняет Абзалов. В то же время в преддверии выборов в средствах остро нуждаются и Ющенко, и Тимошенко.
К тому же Украина не внушает доверия и с чисто финансовой точки зрения. «На долговом рынке Украина выглядит не лучшим образом, — говорит руководитель аналитического департамента ИК «Совлинк» Михаил Армяков. — Показатель риска инвестирования в долговые бумаги страны — CDS — для пятилетнего украинского долга находится на уровне 1500 пунктов. Для сравнения: подобный CDS для России — 260 пунктов». Это говорит о том, что,
предоставив кредит сейчас, Россия не получит его назад через пять лет и придется идти на реструктуризацию долга. «Понимая, что такой кредит несет с собой большие риски, правительство могло решить его не предоставлять»,
— предполагает Армяков.
Не исключено, что стороны банально не смогли договориться о процентной ставке. «С таким уровнем CDS стоимость кредита должна быть не менее 15% годовых, — поясняет эксперт. — Вероятно, Украина хотела более щадящую ставку, которая не устроила наше правительство».
Как обычно в моменты обострения отношений с Россией, Украина может воспользоваться своим положением страны-транзитера. «Могут возникнуть новые транзитные риски, — считает начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев. — Но это не повод «кормить» Украину. В конце концов, у нас тоже кризис». Это может привести к повторению январской газовой войны.
Уже в среду вечером ситуация с заявлением Панкина серьезно изменилась. Минфин предоставил «Газете.Ru» русскоязычный вариант заявления чиновника. Он гораздо более мягкий, чем тот, что цитировал Reuters: «Украина обратилась с просьбой о кредите в феврале 2009 года. Вопрос рассматривался и на данный момент кредит не выдан. Решение о выдаче кредита не принято. Контакты по вопросам взаимодействия стран в финансовой сфере между министерствами финансов России и Украины продолжаются».
Но слова, приведенные агентством, не оставляют места для двусмысленной трактовки.
«Мы проанализировали ситуацию и сказали «нет», — это буквальный перевод фразы «We analysed the situation and we said no», причем Reuters специально оговаривает, что замминистра финансов говорил именно по-английски.
Один из экспертов, пожелавший остаться неизвестным, связывает такое смягчение позиции с тем, что объявлять об отказе Украине в кредите замминистра финансов не по рангу. «Такие заявления должны делать чиновники высшего эшелона — президент Дмитрий Медведев или премьер-министр Владимир Путин», — объясняет эксперт.
«Ни Медведев, ни Путин не будут делать таких заявлений — это будет негативно отыграно в украинских СМИ, усилив антироссийские настроения, — возражает аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский. — А Панкин — вполне подходящая кандидатура. С одной стороны, это чиновник высокого уровня с большими полномочиями, с другой — все-таки скорее менеджер, чем публичный политик.
Попытки изменить смысл заявления могут быть связаны со стремлением повлиять на украинскую элиту. Ей дают понять, что страна может получить деньги в обмен на уступки».