Октябрь 2008 г. стал самым катастрофичным месяцем для мировых фондовых рынков за долгие годы. По подсчётам агентства Reuters,
американский фондовый индекс Dow Jones Industrial Average в октябре 2008 г. упал на 14,1%, что стало самым резким месячным снижением с августа 1998 г., а более «широкий» индекс S&P 500 опустился за этот же период на 16,9%, показав самое существенное снижение с октября 1987 г.
Общеевропейский индекс «голубых фишек» FTSEurofirst 300 потерял в октябре 12,7%, что стало наиболее заметным падением с сентября 2002 г., причём индексы основных европейских экономик упали на 10%-15%. Китайский, гонконгский и корейский индексы показали наибольшее месячное падение более чем за 10 лет – 22%-25%, а
для японского Nikkei Аverage октябрьское падение на 23,8% стало худшим за всю 58-летнию историю его расчёта.
В итоге котировки акций мировых компаний оказались близки к уровням, наблюдавшимся 30 лет назад, свидетельствуют данные Citigroup.
30 октября коэффициент отношения стоимости акций компаний индекса MSCI World к корпоративным прибылям за последние 12 месяцев составил 10,3, что ниже среднего уровня 70-х годов, составлявшего 11,4.
Особенно сильно пострадали рынки развивающихся стран.
Естественно, российский рынок акций не смог остаться в стороне от этой тенденции. В течение октября фондовые индексы опускались до уровней 2004 г., а
по итогам месяца рублёвый индекс ММВБ обвалился на 28,8%, до 731,96 пункта, а долларовый РТС – на 36,2%, до 773,37 пункта, что стало рекордом со времени катастрофы августа 1998 г.
Впрочем, октябрь 2008 г. мог оказаться ещё гораздо более «чёрным», поскольку
в начале последней декады рынки в России проваливались более чем на 50%. Но последняя неделя месяца подарила надежду на возрождение «бычьих» тенденций.
Во многом этому способствовало продолжительное снижение межбанковских процентных ставок, благодаря которому многие поверили, что масштабные антикризисные меры различных стран приносят результат.
В России индексы после технического перерыва 27 октября, когда торги были отменены, сумели «отскочить» более чем на 40%.
И ноябрь они начали также положительно.
1 ноября на ММВБ был «короткий день», что не помешало рынку вырасти к закрытию в 13.55 ещё на 4,78
— до уровня 766,92 пункта. В лидерах роста оказались акции «Татнефти» (+31,27%), НЛМК (+26,00%), «Северстали» (+20,6%). «Газпром» подорожал на 4,94%, ЛУКОЙЛ - на 6,19%, Сбербанк - на 2,23%, ВТБ - на 2,63%. А индекс РТС к 16.00, незадолго до закрытия, вырос на 3,79%, пробив отметку в 800 пунктов.
Поводом для продолжения роста стала позитивная внешняя конъюнктура – рост зарубежных фондовых индексов накануне и цен на нефть. Фондовые индексы США накануне выросли на решении JPMorgan Chase & Co. реструктуризировать ипотечные кредиты на сумму $110 млрд., благодаря чему несмотря на сильные колебания в течение всего дня индексы по итогам торгов всё-таки вырулили в плюс на 1,3 %-1,6%. Торги на европейских площадках также закрылись в «зелёной зоне». Британский индекс FTSE 100 прибавил 2% и составил 4377,34 пункта, французский CAC 40 вырос на 2,33%, до 3487,07 пункта, немецкий DAX – на 2,44%, до 4987,97 пункта, испанский IBEX 35 – на 3,32%, до 9116,00 пункта.
Цена фьючерсного контракта на нефть марки WTI на декабрь на Нью-йоркской товарной бирже 31 октября поднялась на $1,85 относительно уровня закрытия торгов четверга и составила $67,81 за баррель. Нефть подросла из-за того, что игроки стремились закрыть позиции в последний день заключения контрактов на ноябрь, а также из-за призыва нефтяного министра Венесуэлы Рафаэля Рамиреса к ОПЕК сократить производство «чёрного золота» ещё на 1 млн. баррелей в сутки с тем, чтобы оно подорожало до $80-$100 за баррель.
По наблюдению замдиректора Центра экономического анализа «Интерфакса» Виктора Коновалова, многие
аналитики надеются, что худшие времена для российского фондового рынка уже позади, и тех низких цен на рынке акций, которые мы видели в начале третьей декады октября, мы уже вряд ли в ближайшее время увидим, а «время продавцов» уходит.
Такое сильное октябрьское падение было, видимо, вызвано тем, что наученные горьким опытом инвесторы «закладывались» на самый пессимистичный сценарий развития ситуации в мировой экономике, а реальность оказалась чуть лучше ожиданий. Чего стоит хотя бы падение ВВП США в III квартале на 0,3%, а не на 0,5%. Но больше всего
росту российского рынка должен будет способствовать «позитив» из-за рубежа, поскольку широкомасштабные меры правительств мира по накачке финансовых рынков дополнительной ликвидностью, видимо, уже начинают сказываться.
Впрочем, и сами российские власти по этому показателю не отстанут от своих зарубежных коллег. В частности, игроки уже начали ощущать присутствие на рынке крупного покупателя, которым, очевидно, является Банк развития. И это присутствие, по всей вероятности, будет только возрастать. Ведь
по состоянию на 1 ноября министерство финансов России предоставило ВЭБу из Фонда национального благосостояния ФНБ уже 45 млрд. руб. на покупку акций и облигаций российских эмитентов.
Впрочем, полной уверенности того, что рынки в мире и, следовательно, в России, достигли дна, быть не может. Такие оценки давались в последние месяцы неоднократно, после чего котировки снова устремлялись вниз.
Призрак экономического упадка продолжает бродить по Европе, Америке и Азии.
Поэтому, входить ли в рынок именно сейчас или ещё подождать, каждый решает на свой страх и риск. «Все кажется очень дешевым, – отмечает главный инвестиционный директор Acadian Asset Management в Бостоне Рональд Фрашур. – Так оно и есть на самом деле, если только мир не катится к чему-то типа Великой депрессии».