Банк России сохраняет прогноз инфляции в 10,5% на конец года, «хотя он является напряженным»,
заявил первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев журналистам на восемнадцатой международной конференции «Россия и развивающиеся рынки: как избежать финансового кризиса». Такая верность планам выглядит поистине удивительной, ведь за полгода потребительские цены в России, по данным Росстата, выросли уже на 8,7%. А в годовом выражении инфляция в июне достигла 15%, признал Улюкаев.
Надежды Улюкаев связывает с тем, что в июле цены не только перестанут расти, но начнут снижаться.
«Будет естественное торможение роста цен на сельскохозяйственную продукцию», — также надеется ведущий эксперт Фонда экономических исследований «Центр развития» Оксана Осипова. Отчасти это объясняется высокими темпами роста цен в 2007 году, с которыми идет сравнение, а также тем, что «запас эффективности производства биотоплива», который выражает разницу между ценами на нефть и на биотопливо, «меньше, чем в прошлом году». Плодовоовощная продукция, цены на которую в первом полугодии выросли на 48%, тоже должна сбавить темпы или даже показать дефляцию. «Пока здесь сказываются нерыночные факторы — ограничения ввоза товаров из Узбекистана, из Турции. За лето ситуация должна урегулироваться», — рассчитывает эксперт. «Мягкая денежно-кредитная политика развитых стран, которая внесла вклад в инфляционный всплеск, подходит к концу», — добавляет Осипова.
Только этих факторов все равно недостаточно, чтобы исправить ситуацию в России. По оценкам «Центра развития», все они дадут снижение полугодовой инфляции на 0,5 процентного пункта. При этом появились новые осложняющие обстоятельства.
Улюкаев рассказал, что в апреле—июне 2008 года приток капитала в Россию восстановился до уровня 2005 года — $4—5 млрд в месяц. А это одна из важнейших причин инфляции. В первом квартале в стране наблюдался отток — $22 млрд — из-за кризиса на мировых рынках, с этим связывались надежды на замедление роста цен, но им не суждено было сбыться. А уже в апреле в Россию, по оценкам ЦБ, «притекло» $10 млрд, в мае — $15 млрд. По итогам года чистый приток капитала ожидается на уровне $40 млрд.
«Если умножить $40 млрд. притока капитала, которые прогнозируются по итогам года, на 24 рубля, получаем 960 млрд рублей - это увеличение денежной базы. Впрочем, если их стерилизовать, например, увеличивая объем бюджетных средств на счетах в ЦБ, то прироста денежного предложения не будет», - объясняет заведующий лабораторией финансово-кредитных механизмов экономического развития Центрального экономико-математического института РАН Юрий Петров.
К тому же цены на нефть продолжают расти быстрыми темпами.
«Авторитетные прогнозы уже доходят до $200 за баррель на конец года. А поскольку мы живем в мире форвардных контрактов, уже сами прогнозы приводят к росту цен на товары»,
— говорит эксперт. Таким образом, эффективность производства биотоплива может вновь вырасти и потащить за собой цены. «Если цены в Европе подскочат, то как же удастся сдержать их у нас?» — спрашивает он.
«В уровень годовой инфляции, заданный правительством, вряд ли уложимся, — констатирует Осипова. — Более или менее реалистичный прогноз — в районе 14—14,5%».