«Sok» — то же самое, что и «juice», только «сильно разбавленный водой», написано в одном из путеводителей Lonely Planet по России. В среду Госдума приняла во втором, решающем чтении документ, который должен исправить репутацию отечественного напитка — «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей».
«С принятием закона потребитель получит достоверную информацию об изготавливаемом продукте, ведь в зависимости от способа получения и обработки соки бывают разных видов», — заявил председатель Комитета по аграрным вопросам Валентин Денисов. В частности, регламент ужесточает требования безопасности к сокам для детского питания. «Обращаюсь к мамам, хочу сказать — внимательно читайте надписи на упаковке, чтобы ваш ребенок рос здоровым», — сказал депутат. Так, в детских соках не допускается использование ГМО, подсластителей (за исключением специализированных продуктов для детей, страдающих сахарным диабетом).
Соки, по новому закону, делятся на свежеотжатые и восстановленные. Первые должны быть произведены из «свежих или сохраненных свежими фруктов и (или) овощей в присутствии потребителей».
Восстановленный сок произведен из концентрированного или смеси концентрированного сока прямого отжима и питьевой воды. Томатный сок также может быть восстановлен из пасты или пюре. Третий вид — «диффузионный сок», он изготавливается «путем извлечения с помощью питьевой воды экстрактивных веществ» из свежих или высушенных плодов из тех фруктов и овощей, из которых нельзя получить сок «механической обработкой».
Если же в сок добавлена вода и/или фруктовое либо овощное пюре (можно использовать концентрированное), то это нектар. Туда также могут добавляться сахар, мед, подсластители. Минимальная объемная доля сока и/или пюре в нектарах устанавливается в специальной таблице, прилагаемой к закону. Эта доля зависит от того, из чего сделан нектар: для вишневого нектара минимальная объемная доля сока или пюре — 25%, для грушевого и клубничного — 40%, яблочного — 50%.
В том случае, если доля сока не дотягивает до этих норм, перед вами уже «сокосодержащий напиток».
Он так же, как и нектар, может состоять из сока, пюре и питьевой воды. При этом минимальная объемная доля сока или пюре должна все-таки быть не меньше, чем 10%. Исключение — для напитков из сока лимона или лайма (не менее 5%).
Это международно признанные нормы. «В части требований к фруктовым сокам и нектарам проект полностью гармонизирован с единым стандартом Codex Alimentarius на фруктовые соки и нектары CODEX-STAN 247-2005, который является основополагающим стандартом, применяемым в международной практике законодательного регулирования производства и оборота соков, в том числе в рамках ВТО. Проект в основном гармонизирован с Директивой Европейского союза 2001/112/ЕС (2001 год) на фруктовые соки и однородные пищевые продукты», — говорится в документах, прилагающихся к законопроекту. Но российский регламент охватывает даже более широкий круг напитков. «В отличие от международных стандартов он содержит положения о сокосодержащих напитках, морсах и овощных соках», — отмечают авторы проекта.
«Морс — продукт, который произведен из сока и (или) пюре, полученных из ягод путем их механической обработки с добавлением питьевой воды, сахара и (или) сахаров, и (или) меда». Для морса минимальная объемная доля сока или пюре — 15%.
Но настораживает, что
такой параметр, как объёмная доля фруктового сока для восстановленного продукта в документе не прописан. Специалисты утверждают, что это условие пропустили за ненадобностью.
«В регламенте предполагается, что 100-процентным соком можно называть только 100-процентный сок. Отжим соков происходит в разных странах: для апельсинов это чаще всего Бразилия, для ананасов — Таиланд. Перевезти их в натуральном виде куда-нибудь очень дорого, поэтому сок концентрируют, убирая из него жидкую основу. В России сок восстанавливают до исходного состояния питьевого продукта. Поэтому в восстановленном соке сока 100%», — заявил «Газете.Ru» директор по связям с общественностью концерна «Лебедянский» Александр Костиков.
В целом производители довольны получившимся документом. «Технический регламент установит четкие и понятные требования к качеству и безопасности соковой продукции, а также будет соответствовать международным нормам, поэтому мы надеемся, что этот документ будет вскоре окончательно принят. Он защищает в первую очередь интересы потребителей и добросовестных производителей», — отметил Костиков.