Никита Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве в семье, имеющей прямое отношение к искусству. Его отец Сергей Михалков прославился после публикации рассказа «Дядя Степа», мать Наталья Кончаловская работала литератором. Родители хотели дать сыну самое лучшее образование и определили его в класс с математическим уклоном, однако в скором времени стало понятно, что он «не тянет» столь серьезную нагрузку, поэтому ребенка было решено перевести в обычный класс. Зато с творческой составляющей у мальчика проблем не было — он начал заниматься в музыкальной школе и театральной студии.
Окончив школу, Михалков попал в театр имени Станиславского, но поначалу получал лишь эпизодические роли. Чуть позже — благодаря своему брату Андрею Михалкову-Кончаловскому — он оказался на съемках «Я шагаю по Москве», в котором сыграл задорного метростроевца Колю. Фильм вышел в 1963 году, тогда же Михалков поступил в Щукинское училище, но на четвертом курсе молодого человека исключили.
Впрочем, вскоре он поступил во ВГИК, который успешно окончил в 1971-м, представив в качестве дипломной работы короткометражку «Спокойный день в конце войны». Реализацию наполеоновских планов Михалкова относительно съемок фильмов тогда несколько отложила армия. Но уже после возвращения со службы молодой режиссер начал работу над картиной «Свой среди чужих, чужой среди своих». Фильм вышел в прокат в 1971 году и встретил неоднозначную реакцию у критиков. Далее Михалков выступил постановщиком еще нескольких картин, среди которых «Раба любви» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». При этом параллельно он снимался в четырехсерийном эпическом фильме Кончаловского «Сибириада».
В 1980-е Михалков сыграл в «Жестоком романсе» и «Собаке Баскервилей»», а также получил звание народного артиста РСФСР. В конце десятилетия кинематографист создал продюсерское объединение «Три Тэ» (Творчество, Товарищество, Труд). Первым фильмом, созданным при участии этого объединения, стала драма «Очи черные». В 1994 году вышла его легендарная картина «Утомленные солнцем», получившая множество наград, в том числе Гран-при Каннского кинофестиваля и «Оскар» как лучший иностранный фильм, а спустя еще пять лет — «Сибирский цирюльник». В 2007 году Михалков также представил триллер «12» и получил награду за специальный вклад в киноискусство.
К 75-летнему юбилею Никиты Михалкова киноканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и «Газета.Ru» подготовили фотогалерею с уникальными кадрами со съемок.
close
На фото: Алексей Локтев и Никита Михалков в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».
Локтев среди других главных актеров фильма считался почти стариком: ему было уже 23 года, они ровесники с Галиной Польских (исполнительницей роли Алены), Михалкову и Стеблову — по 18. Правда, Стеблов к моменту съемок был уже второкурсником «Щуки», но эта роль стала его первой в кино. А 18-летний Михалков, даром, что еще не знал, куда поступать (в итоге все равно пошел в ту же «Щуку», а уже оттуда — во ВГИК), имел за плечами три фильма, хотя главной партии ему прежде никто не доверял. Впоследствии Михалков-режиссер не раз приглашал Стеблова сниматься, тот сыграл в «Рабе любви», «Обломове» и «Сибирском цирюльнике». А еще они вместе оказались в «Собаке Баскервилей», самом звездном эпизоде «Шерлока Холмса». У Михалкова в общей сложности более сорока ролей, из которых существенная часть – в его собственных картинах. Кстати, с Локтевым и Польских он с тех пор так больше и не работал.
«Я шагаю по Москве»
В этом кадре Колька и Алена только что посадили Володю на поезд, следующий в тупик. Вернее, по сюжету фильма герои просто разъезжаются в разные стороны, но здесь авторы картины просто не обратили внимание на то, что станция «Университет» в тот момент была конечной. Когда герой Михалкова выйдет с перрона и направится к эскалатору, а по пути споет свою знаменитую песню, в кадре будут хорошо заметны несколько табличек с надписью «Посадки нет».
«Я шагаю по Москве»
Один из лучших кадров в фильме: маска лисы на стене и лицо Никиты Михалкова, взятое в таком ракурсе, словно они – двойники. В этот момент его персонажу, Кольке, приходит остроумная, хотя и довольно простая идея примирить жениха и невесту. Можно было бы ограничиться этой метафорой, но Данелия усилил ее и довел до почти гоголевского гротеска: в следующем кадре мы увидим Михалкова уже в этой маске. Между тем, реальный Михалков тоже решил пойти на хитрость на съемках. Отснявшись в нескольких сменах, он потребовал, чтобы ему платили за день работы столько же, сколько Локтеву и Польских: не 8, а 25 рублей. Требование справедливое, но Данелия пошел на принцип и сообщил Михалкову, что он уволен. Только когда Никита признался, что его подбил просить повышения гонорара брат, Андрей Кончаловский, Данелия пошел на милость — но зарплату все равно не поднял.
Никита Михалков с Юрием Богатыревым на съемках «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Сегодня это показалось бы странным, но вместо того, чтобы немедленно взяться за полнометражный дебют после окончания ВГИКа, Михалков в 27 лет пошел служить в армию. Причем — по личной инициативе, да еще когда к съемкам все было практически готово, (в частности, завершился кастинг). Более того, тогда не просто были утверждены актеры, а фактически была создана постоянная «семья» режиссера: многие из этих артистов потом не раз снимались у Михалкова. Кроме Богатырева, который надолго стал постоянным актером Михалкова, это Александр Калягин, Николай Пастухов, Виталий Комиссаров, Александр Яковлев. Сюда же можно включить Александра Адабашьяна и Павла Лебешева, которые часто впоследствии получали эпизодические роли у Михалкова. Здесь же сыграли Анатолий Солоницын, звезда «Андрея Рублева», и Александр Кайдановский, будуший «Сталкер». Среди других артистов — Константин Райкин, Сергей Шакуров, Юрий Кузнецов.
«Свой среди чужих, чужой среди своих».
Сыграть в своем дебютном фильме – на это отважится не каждый режиссер. Но Никита Михалков никогда не скрывал, что вдохновлялся вестернами Серджио Леоне. Побыть немного Клинтом Иствудом, поносить старые, но эффектные пальто и шляпу, поскакать на коне – кто же в здравом уме от такого откажется?
«Свой среди чужих, чужой среди своих».
Снимать «Свой среди чужих, чужой среди своих» было трудно, группу преследовали неудачи. То сложнопостановочные сцены (например, ограбление поезда) оказывались сделаны с браком, и приходилось все переснимать уже в другой республике (основные съемки, к слову, проходили под Грозным). То цветная пленка заканчивалась, и оставалось лишь переходить на черно-белую. Некоторые кадры вообще не удалось снять нормально, в финальный монтаж были вклеены дубли из кинопроб. Категорически не хватало времени, сроки поджимали, погода подводила и заставляла срочно менять план работы и переезжать. А Михалков еще и решил жениться чуть ли не на площадке, расписался в деревенском загсе. На выборе натуры съемочная группа вступила в драку с местными, пришлось вмешаться милиции. Зато в итоге фильм ждал оглушительный успех, его посмотрели в кино более 20 млн зрителей.
Никита Михалков и Елена Соловей на съемках фильма «Раба любви».
Изначально этот фильм назывался «Нечаянные радости» и должен был стать полнометражным дебютом Рустама Хамдамова (сценарий Андрея Кончаловского и Фридриха Горенштейна). Он уже был наполовину снят, когда возникли проблемы: режиссер слишком далеко ушел от утвержденного сценария. Картину отдали Никите Михалкову, и тот сделал собственное кино, в котором от Хамдамова не осталось почти ничего. Сценарий комедии, которая у Хамдамова незаметно превратилась в мистический детектив, переписали в драму, заменили почти всех актеров, включая Олега Янковского, Эммануила Виторгана и Татьяну Самойлову. От прежней картины сохранились, пожалуй, только Елена Соловей в главной роли и изящные дамские шляпы, которые Хамдамов делал сам. Весь отснятый ранее материал был уничтожен.
«Раба любви».
«Чем мы занимаемся, кому все это нужно?» — восклицает в данной сцене героиня актрисы Елена Соловей. Ее и Родиона Нахапетова на фотографии видно со спины, а впереди едет автомобиль с Никитой Михалковым и оператором-постановщиком картины Павлом Лебешевым. Лебешев работал с Михалковым с самых первых фильмов кинематографиста и был его единственным оператором до середины 80-х годов. Тогда пути кинематографистов разошлись, но впоследствии Лебешев еще раз сделал кино для Никиты Сергеевича – «Сибирский цирюльник». А в 2003 году его не стало. Но на международном кинофестивале «Дух огня» ежегодно вручается приз имени Павла Лебешева «За лучшую операторскую работу».
Одна из отличительных особенностей изображения Лебешева – намеренная легкая засвеченность изображения, придающая ему ностальгическое настроение, но при этом делающая советскую пленку небывало светочувствительной. Он любил сверхширокоугольную оптику и съемку с рук.
«Раба любви». На этом фото – автор сценария Александр Адабашьян, оператор Павел Лебешев, режиссер Никита Михалков и актер Александр Калягин.
Все они сыграли в «Рабе любви» разные по величине роли, иногда — просто камео. Но у Калягина особенный случай – его персонажа так и зовут, Александр Калягин. Только он по роли не актер, а режиссер, что оказалось пророческим: впоследствии Калягин выступал как постановщик и в кино, и в театре. Стоит сказать, что в касте «Рабы любви» вообще с режиссерами все в порядке: у Родиона Нахапетова к моменту выхода фильма уже случился режиссерский дебют «С тобой и без тебя», Адабашьян поставил «Мадо: До востребования» и «Азазель», у Евгения Стеблова были постановки в театре. Ретродраму «Раба любви» в советском кинопрокате посмотрели более 11 млн зрителей – чуть меньше, чем в наше время «Холопа» и «Движение вверх».
На фото: Никита Михалков работает с актрисами Светланой Крючковой и Нонной Мордиковой на съемках фильма «Родня».
Это один из немногих фильмов Михалкова, где действие не перенесено в далекое прошлое. Сценарий писался Виктором Мережко специально под Мордюкову и по ее собственной просьбе. И только когда она прочла его и согласилась, рукопись отправили самому Михалкову: Мордюкова позвонила ему лично и попросила снять это кино. Впрочем, на площадке у режиссера и актрисы были конфликты из-за разного прочтения роли, Михалков даже на всякий случай, как говорили, подыскал Мордюковой замену – Римму Маркову. Есть версия, что этот слух Михалков пустил сам, чтобы сделать артистку сговорчивее. А Марковой в итоге дали маленький эпизод.
«Родня». На фото: Никита Михалков показывает таганковскому актеру Ивану Бортнику, как нужно, спускаясь по лестнице, орать: «Ты постой, постой, красавица моя».
Персонажа зовут Вовчик Коновалов – легко запомнить, учитывая надпись на стене. Не исключено, что если бы Михалков исполнил эту песню лично, она с тех пор звучала бы только в его версии: каким-то образом любая его композиция превращалась в суперхит, будь то «Я шагаю по Москве», «Мохнатый шмель» или «Не для меня». Между прочим, заглавная мелодия фильма «Родня», написанная Эдуардом Артемьевым, впоследствии превратилась в шлягер «Дельтаплан». В «Родне» Михалкова можно увидеть в маленькой, но запоминающейся роли официанта-дипломата. Также в картине сыграли несколько людей, которые впоследствии стали звездами нашего кино: Олег Меньшиков, Сергей Газаров, Евгений Цымбал, режиссер Владимир Хотиненко. Последний до этого, кстати, работал на нескольких картинах Михалкова ассистентом.
«Родня».
В конфликтах Михалкова и Мордюковой участвовали все: Бортник, Адабашьян, Маркова. Одно время актриса отказывалась общаться с Михалковым лично и все свои слова передавала через оператора Павла Лебешева. Дразнила Михалкова за его усы и «Мерседес». А в итоге довела себя до такого состояния, что после сцены в ресторане, где ее героине нужно было танцевать изо всех сил, Мордюкову увезли на «скорой» с сердечным приступом. Все это не мешало артистке очно и заочно регулярно признаваться Михалкову в любви. Но тот ее больше ни в одном своем фильме не снял.
«Жестокий романс». На фото Никита Михалков в образе Сергея Сергеевича Паратова — настоящего барина, франта, бонвивана, харизматика.
Михалков так вошел в образ, что не покидал его и когда камера останавливалась. Он ходил в лес охотиться и потом угощал всех медвежатиной, устраивал для всей съемочной группы роскошные вечеринки за свой счет, с богатым столом, песнями и танцами до утра. Эльдар Рязанов этому не сопротивлялся – все работало на фильм.
Интересно, что в «Жестокий романс» по «Бесприданнице» Островского Никиту Михалкова позвал лично Рязанов. Режиссер заявил, что если Михалков откажется, то картины не будет.
«Жестокий романс».
Лариса Гузеева, партнерша Михалкова по фильму, только добавляла и без того скандальному фильму своеобразной славы. Ее еще никто не знал, многие, включая режиссера, сомневались, что она подходит для роли. А она к тому же эпатировала окружающих всем своим видом: носила рваные джинсы, материлась, курила «Беломор», красила ногти в разные цвета, а в волосы вплетала монеты. Позже ее переозвучила Анна Каменкова, а пела за нее Валентина Пономарева.
«Жестокий романс».
А ведь «Жестокого романса» могло и не случиться. Михалков сначала отказался сниматься, потому что у него в это время шла работа над картиной «Очи черные» — редкого, кстати, фильма, где он не сыграл сам в кадре, зато озвучил советскую версию. Рязанов уже стал подумывать, не взять ли на роль Паратова Сергея Шакурова. К счастью, «Очи» были на время отложены, у Михалкова появилось время — и Паратов спел про «душистый хмель», превратившись в один из самых запоминающихся образов советского кино.