Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Продюсерам это не нужно»: почему в России не снимают кукольные мультфильмы

Режиссер Юрий Норштейн рассказал о причинах ухода от кукольной анимации

25 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Романа Качанова — одного из основателей отечественной кукольной анимации. В последние годы эта технология утратила актуальность среди мультипликаторов, уступив место рисованным мультфильмам и компьютерной графике. Режиссеры Юрий Норштейн и Дмитрий Высоцкий рассказали «Газете.Ru» о причинах отказа от кукольной анимации и условиях ее возрождения.

Первой режиссерской работой Романа Качанова стал мультфильм «Старик и журавль», выпущенный в соавторстве с Анатолием Карановичем в 1959-м. Через год они представили картину «Влюбленное облако», отмеченную призами на зарубежных кинофестивалях. Рисованные фильмы Качанова «Тайна третьей планеты», «Последний лепесток» и «Портрет» стали классикой советской мультипликации. Режиссер участвовал в создании более 60 мультфильмов и стал одним из основателей отечественной кукольной анимации. Наиболее знаковыми работами Качанова в этой технике признаны картины «Варежка», «Чебурашка», «Крокодил Гена» и «Старуха Шапокляк».

«Когда был сделан фильм «Варежка», все поняли, что появился новый режиссер очень высокого уровня с новым почерком в кукольной мультипликации, — сказал режиссер мультфильма «Ежик в тумане» Юрий Норштейн «Газете.Ru».

— Я считаю, что данный фильм был переломным в истории этой технологии. Следующие — «Чебурашка», «Крокодил Гена» и «Старуха Шапокляк» — уже стали народными фильмами».

Норштейн попросил упомянуть автора повести «Крокодил Гена и его друзья» Эдуарда Успенского, художника Леонида Шварцмана и мультипликатора Майю Бузинову, которые внесли большой вклад в творчество Качанова. Также он рассказал о своем опыте работы со знаменитым режиссером.

«Он был из числа моих лучших учителей, хоть напрямую я у него и не учился. Но, поскольку я работал у него мультипликатором на нескольких фильмах, это была лучшая учеба, которую можно себе вообразить. Потому что он работал по системе Станиславского и всегда обосновывал свои задачи. Он был настолько остроумным и придумывал буквально на бегу, что вряд ли кто-то мог с ним сравняться по молниеносности выдумки, — поделился Норштейн. — Я до сих пор не могу понять, откуда у Качанова все это, потому что у него не было ни художественного, ни режиссерского образования. Он был самородком, как Ломоносов».

Почему забыта техника кукольной анимации

Кукольная анимация — трудоемкая и дорогостоящая техника создания мультфильмов, требующая много времени и сил. В советские годы этот метод использовали Иван Уфимцев («38 попугаев», «Лошарик»), Михаил Каменецкий («Волк и теленок», «Ежик должен быть колючим?», «Федорино горе»), Аида Зябликова («Муми-тролль и комета», «Муми-тролль и другие»), Юрий Трофимов («Вреднюга»), Мария Муат («Влюбчивая ворона»), Вадим Курчевский («Золотой мальчик») и многие другие. С годами мультипликаторы отошли от кукольной анимации в пользу рисованной, а позднее — компьютерной. Одним из немногих фильмов, снятых в кукольной технике за последнее время, является картина «Гофманиада» Станислава Соколова 2018 года.

«Я думаю, что «Гофманиада» Соколова — это разовое кино, — отметил Норштейн. — К сожалению, сегодня все построено по системе бизнеса. И поэтому на авторское кино долгое время никто не обращал внимания. Вот только сейчас, буквально в последние месяцы, были выделены деньги на авторское кино. К сожалению, в искусство мультипликации пришли невежды-чиновники, а на этой почве никогда ничего хорошего выйти не может».

Режиссер-мультипликатор Дмитрий Высоцкий в разговоре с «Газетой.Ru» назвал современную анимацию индустрией, которая требует высокой скорости производства и эффективности.

«Кукольная анимация предполагает намного более громоздкие сроки. На изготовление самих кукол, макетов, декораций уходит много времени. В общем, композиция и свет составляются почти как в кино, только съемка идет по одному кадру. Это намного более трудоемко, чем рисованная анимация, — сказал Высоцкий.

— Грубо говоря, продюсерам это не надо — проще выпустить рисованный сериал или полный метр. У меня ощущение, что все дело в этом — просто «золотой телец» оказывается важнее, чем целая отрасль индустрии».

По словам собеседника издания, развитие технологий стало причиной перехода мультипликаторов к использованию 3D-графики. Новые методы позволяют натуралистично и, главное, быстро изобразить какой-то предмет.

«Соответственно, постепенно трехмерка вытесняет старые методы, — заключил Высоцкий. — Стоит отметить, что за границей эта технология еще не умерла — есть, например, Тим Бертон, который по-прежнему снимает такое кино. Видимо, у нас просто сама индустрия не так развита и нет возможности для обучения, огромных студий, техники».

Режиссер добавил, что начинал свой творческий путь с коротких видеороликов, сделанных с помощью объемной пластилиновой анимации. Он подчеркнул, что как пластилиновая, так и кукольная технологии не самоценны, поскольку в любом фильме превалирует сюжет.

«Если у меня была бы возможность снять кукольный фильм, я бы исходил из материала, — сказал Высоцкий. — Если по истории кино не нуждается в реализации посредством кукольной анимации, то, наверное, я бы не взялся за него просто ради того, чтобы возродить технологию».

Есть ли шанс на возрождение кукольного кино

По мнению Норштейна, кукольную мультипликацию нельзя назвать более затратной, чем компьютерную. Он отметил, что в титрах «какого-нибудь плевого фильма» указаны десятки человек, которым необходимо платить зарплату.

«Если вы все посчитаете, то придете к выводу, что кукольная мультипликация гораздо менее затратна, — подчеркнул Норштейн. — Здорово, если заинтересованным кинематографистам удастся найти «золотую жилу» — я имею в виду какой-нибудь фильм или сериал, который полюбится зрителям. Ту же трилогию «Чебурашка», «Крокодил Гена» и «Старуха Шапокляк» можно было бы продолжить. Но здесь чиновники должны быть на втором плане, а на первый нужно пустить творческую личность, художника. При таких условиях можно надеяться, что появится что-то хорошее».

Согласно постановщику, если вкладывать в проект «сердце, чувства, талант и мастерство», затраты на его производство должны вернуться.

«Я уже не говорю о том, что затраты в по-настоящему художественном явлении возвращаются в просвещенном поколении. Я считаю, что это самое лучшее вложение денег в искусство, — пояснил он. —

Никакая финансовая прибыль, на которую будут покупать всякую чепуху, не сможет сравниться с замечательным взглядом ребенка или взрослого человека, который посмотрел художественное явление. Что-то с ним в этот момент произошло. Что-то сильное и положительное».

С 1981 года постановщик занимается съемками кукольного фильма по повести Николая Гоголя «Шинель». За 40 лет с большими перерывами команде удалось подготовить около получаса материала. Сам Норштейн признался, что не готов комментировать процесс производства ленты.

Размышляя о судьбе кукольной анимации, режиссер Дмитрий Высоцкий выразил надежду на возрождение этого метода. Он объяснил это тем, что некоторые мастера, которые снимали такие фильмы, еще живы и могут передать свои знания преемникам.

«Возможно, однажды появится такой студент, который возьмет все в свои руки и совершит качественный скачок в этом направлении. Такой сумасшедший студент, я считаю. И рядом с ним такой же сумасшедший продюсер. Они вместе рискнут, и что-то получится. Все подумают, что это здорово, свежо, с не корявыми, а обаятельными куклами. Тут уже дело в таланте. Важна не технология сама по себе, а сочетание подходящего сюжета, грамотных рук, талантливой головы и, к сожалению, денег — это дорогостоящее дело», — сказал режиссер.

Также Высоцкий отметил, что благодаря соцсетям продвигать свои идеи стало намного проще. По его мнению, какой-нибудь энтузиаст может увлечься постановкой кукольных роликов, стать известным в TikTok и получить возможность снять полнометражный фильм или сериал в этой технике.

«И это будет совершенная бомба. Опять же — это мое предположение, что появится молодой нахальный режиссер, который всех удивит. Я думаю, что кто-то это уже делает, потому что это просится: нет ничего проще, чем взять и пошевелить на столе предметы, выложить покадрово — это будет своего рода чудо. Наверное, через это метод сможет вернуться», — считает Высоцкий.

Новости и материалы
Эксперт раскрыл цель визита главы ЦРУ на Украину
Двое детей отравились угарным газом в Нижегородской области
Пассажира и пилотов найденного на Камчатке самолета доставили в больницу
В Германии арестовали подозреваемого в наезде на посетителей ярмарки
В IIHF отреагировали на слухи о требовании вернуть Россию на МЧМ
На Западе рассказали о «знакомой» головоломке для ЕС и США из-за Сирии
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
Все новости